Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Чтобы умно поступать - одного ума мало. Ф.Достоевский
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Загадка Большого взрыва Загадка Большого взрыва
Ночное небо, которое усыпано огромным количеством звезд, способно каждого повергнуть в глубокое изумление ...
Хрустальные черепа древности Хрустальные черепа древности
Эта история о том, как перед научным миром уже почти сто лет лежит находка, и которую наука пытается безуспешно опровергнуть ...
Главная Древние книги Примечания
Примечания

1 Речь идет о концепции "Трех Тел Будды" (Трикая). Будда(как принцип просветления) имеет три уровня: духовный,абсолютный (Дхармакая -- "Тело Дхармы", Истины); небесный,идеальный (Самбхогакая -- "Тело Блаженства") и эмпирическийуровень (Нирманакая -- "Призрачное Тело"). Иногда эта концепцияпредстает как основа всего буддийского пантеона. В "Книгемертвых" с Телом Дхармы сопоставляется Амитабха (один из высшихБудд), Телу Блаженства соответствуют иерархически более низкие"боги Лотоса", а Призрачному Телу -- историческая личность,учитель Падмасамбхава (VIII в.

). В учении о бардо тот, ктодостигает освобождения в предсмертный миг, обретает ТелоДхармы, освободившийся в промежутке между смертью и следующимрождением обретает Тело Блаженства, а тот, кто освобождаетсятолько на стадии повторного воплощения, обретает ПризрачноеТело.

2 "Абсолютная суть", "светоносная пустота", "совокупностьдхарм" (элементов бытия), "исходная яркость" первого бардо (тоесть состояния предсмертного мига) -- так интерпретируется одноиз важнейших понятий учения о бардо (тиб. chos-nyid, санскр.dharmata). Познание этой "абсолютной сути" означаетосвобождение на высшем уровне -- Тела Дхармы.

3 Через растворение друг в друге все более легких и тонкихстихий (элементов) описывается процесс прекращения активностиорганов чувств. 4 Великий Символ ("Махамудра") -- практика медитации, вкоторой вся совокупность переживаний человека преображается вмандалу -- образ мира. Эта практика рассматривается какнепосредственное восприятие святости и силы жизни.

5 Самантабхадра и Самантабхадри ("Всеблагой" и"Всеблагая") символизируют нераздельность сострадания и знания,двух аспектов медитации. Их единение ведет к просветлению. Каквоплощение Тела Дхармы, они служат истоком пяти "буддическихсемей" (см. ниже), которые из них исходят и проявляются науровне Тела Блаженства.

Самантабхадра здесь выступает какАди-Будда ("Первоначальный Будда", универсальный закон бытия).Имя "Самантабхадра" носит и бодхисаттва, который появитсяпозднее. 6 Тиб. dgongs-pa -- "мысль; смысл; душа, дух". "Будда"здесь означает "полное просветление". 7 "Идам" (тиб.) переводят как "божественный защитник", ноэто передает внешний характер понятия.

Подлинное его значение в"Книге мертвых" -- это истинная, просветленная природа самогочеловека, с учетом его личных особенностей. Считается, чтободхисаттва сострадания Авалокитешвара может быть идамомлюбого, человека. 8 Различают шесть состояний бардо: бардо skye-gnas --бардо места рождения; бардо rmi-lam -- сна, сновидения; бардоting-nge-hzin bsam-gtam--созерцания в самадхи; бардо hchi-khahl-- "самой смерти", "предсмертного мига"; бардо chos-nyid --абсолютной сути, дхармической природы вещей; бардоlugs-hbyungsrid-pahl -- возвращения в сансарическое бытие.

9 Будда, Дхарма (как учение Будды), Сангха (общинамонахов-буддистов). 10 Тиб. yid-lus -- "тело мысли", "умственное тело".

11 Вариант: три с половиной дня. 12 Здесь описана мандала пяти Татхагат или Дхьяни-Будд."Татхагата" ("Ставший единым с сутью бытия") -- синоним понятий"Будда" ("Пробужденный") и "Джина" ("Победитель");"Дхьяни-Будда" -- "Будда созерцания". Пять Татхагат--символыпяти трансцендентных основ просветления, основных формэнергетической природы Будды (как принципа бытия или полностьюреализовавшегося сознания).

В сансаре (наличном бытии) ихэнергии проявляются как "пять ядов" -- искаженных, недобрыхчувств. Слушающий "Книгу Освобождения" должен постичь истинныйсмысл этих энергий (противостоящий "ядам") -- мудрость в ееразличных формах. Совокупность энергетических проявленийкаждого из Будд называется его "семьей".

В центре мандалынаходится Будда Вайрочана, на востоке -- Акшобхья (помещаетсявнизу рисунка), на юге -- Ратнасамбхава (слева), на западе --Амитабха (вверху), на севере -- Амогхасиддхи (справа). Возможныи несколько иные сочетания Будд. Татхагат сопровождают ихженские соответствия и бодхисаттвы -- активные деятели во имяблага всего живого. Женские соответствия необходимы для полнотыпроявления основных энергий.

13 Скандхи -- группы элементов эгоцентрического бытия,которые символизируют приверженность к стереотипамтрадиционного, "мирского" мышления. Скандх пять: форма(субъект-объектное деление), ощущение, восприятие,представление, сознание. 14 Дхармадхату (тиб. chos-kyi-dbyings), "царство Дхармы"-- беспредельное, всеобъемлющее пространство, в которомрождаются и исчезают все явления бытия (мотнет переводиться икак "сфера сознания").

15 Если человек не достиг освобождения на уровне ТелаДхармы, он получает возможность свершить это на уровне ТелаБлаженства, с помощью "семьи" одного из Дхьяни-Будд. Достигшийосвобождения во время видения мандалы растворяется в радужномсвете а сердце одного из Татхагат, сливаясь с Телом Блаженства.

При этом нужно сделать выбор между ярким и резким светом изсердца Будды и мягким, манящим своей знакомостью светом одногоиз миров сансары, который влечет к новым перерождениям.Интересно сопоставить этот мотив с известным по европейскимсказкам выбором между привычной теплой любовью земной девушки ихолодным, пугающим сиянием запредельной любви (вспомним сказкиГ.

X. Андерсена "Снежная королева" и особенно "Дева льдов", гдеесть образы, удивительно близкие тибетской "Книге мертвых"). Будда Вайрочана ("Сияющий"), который появляется в первыйдень видения мандалы, символизирует всепроникающее видение.Семья Вайрочаны имеет природу "будды" ("пробужденное"состояние).

Львиный трон означает храбрость, мощь; колесо свосемью спицами -- символ буддийского учения. От Вайрочаныотталкивает яд агрессивности. Вайрочане противостоит "мирбогов" -- высший из миров сансары. Покинув светоносную пустоту,человек испытывает удовольствие: на смену растворению в некоемнейтральном фоне приходит ощущение индивидуальности, радости отосознания себя чем-то конкретным.

Это состояние покоя игордости сопоставляется с "миром богов". (Точно так же и другие"миры" находят соответствия в психологических состоянияхчеловека). 16 Семья Татхагаты Акшобхьи ("Недвижного") илиВаджрасаттвы ("Алмазного Существа") имеет природу ваджры. Этосимволическое оружие или драгоценный камень, абсолютно твердый,режущий алмаз ("ваджру" переводят, как "алмаз", в связи сотсутствием нужного слова).

Женское соответствие Акщобхьи --Будда-Лочача ("Око Будды") обеспечивает выход из жесткойситуации, связь качества твердости с постоянно текущей жизнью.Бодхисаттва Кшитигарбха ("Суть Земли") выражает идеюплодородия: Майтрейя ("Любящий") своей сострадательной любовьювдыхает жизнь в твердость.

Женские бодхисаттвы:Ласья--покровительница танца, священных жестов -- мудр; Пушпа-- покровительница цветов, театра. Слоновый трон Акшобхьисимволизирует неизменность. Твердость мышления основана налогике критического ума, но если критицизм не соотносится с"алмазной" основой, она приводит к "адскому миру" -- кпараноидальному состоянию неосознанного ужаса, которыйобращается против самого человека.

Ужас окружает его, как горыиз раскаленного железа (или льда), и миновать их невозможно.Лучи Татхагаты такому человеку кажутся серыми, лишеннымиблеска. 17 В представлении некоторых буддийских школ каждый лучсострадания оканчивается "крючком спасения", чтобы легче было"вытащить" страждущего.

Сходный образ -- солнечные лучи вискусстве Древнего Египта, имеющие на конце руку, котораядержит символ жизни. 18 Ратнасамбхава -- центральная фигура "семьи ратна"("драгоценности"), которая символизирует богатство,достоинство, плодородие. Негативная сторона качества ратна --стремление к получению выгод от богатства, экспансивность.

Супруга Ратнасамбхавы -- Мамаки -- представляет стихию воды,которая необходима для плодородия земли. Конский трон -- символпроницательности и красоты формы. Бодхисаттва Акашагарбхавыражает сущность пространства: оно требует для реализациибогатства. Устойчивость семьи ратна олицетворяет бодхисаттваСамантабхадра. Его уподобляют скалистой, тщательно выбраннойоснове строения традиционного тибетского дома или храма.

Самантабхадра ассоциируется также с вдохновением, увереннымустремлением в будущее. Бодхисаттва-женщина Мала предлагаетразличные украшения, которые выявляют земное качество семьиратна. Бодхисаттва Дхупа несет фимиам и символизирует аромат,свежий воздух, простор. Изобилие семьи ратна может показатьсяслишком величественным и вызвать желание удалиться в привычныйуголок самоудовлетворения и гордости, которые считаютсяпризнаком мира людей.

В этом мире абсолютизируется техническийпрогресс, что вызывает непрерывный процесс изобретения средствпротиводействия разного рода. 19 Амитабха ("Беспредельный Свет") возглавляет "семьюлотоса". Ее основное качество -- влекущее, теплое, открытое исострадательное.

Безграничный свет сияет естественно, не требуянаграды. Его огненная природа означает не агрессивность, абесконечную вместимость. Лотос растет из ила, но цветок еговсегда чист, поэтому он выступает и как символ чистоты.Павлиний трон означает способность благих превращений:буддийская мифология утверждает, что прекрасные цвета павлиньихперьев объясняются поглощением ядов этой птицей.

Имя супругиАмитабхи -- Пандаравасини ("Облеченная в белое") --ассоциируется с символикой легенды об одеянии, сотканном изкамня. Очистить его может только огонь. Пандаравасинипредставляет сущность стихии всевмещающего огня, чистоту,совершенное сострадание. Бодхисаттва Авалокитешвараолицетворяет всевидящее сострадание, которое приходитестественно, но не слепо, а глубоко осмысленно, всегда достигаяцели.

Бодхисаттва Манджушри также ассоциируется с состраданием,но скорее интеллектуальным, чем импульсивным. Он олицетворяетзвучание пустоты -- источник всех слов. Бодхисаттва-женщинаГита поет под музыку Манджушри; ее спутница Алока держит лампуили факел. Это выражение музыкального ритма и светасострадания.

Семья лотоса сияет светом мудрости распознавания,осознания вещей такими, какие они есть: это необходимо длятого, чтобы сострадание было целенаправленным и точным. Семьелотоса противостоит "мир голодных духов" -- избыточных желаний.Человек сыт, не может больше ничего съесть, но он привыкполучать удовольствие от процесса еды и поэтому страдает.

Голодных духов изображают с огромным животом, но с тонкой шеейи крошечным ртом. 20 Амогхасиддхи ("Всемогущий Победитель") -- глава "семьикармы" ("деяния"), он выражает завершение всех действий. Семьякармы могущественна, ничто не может ей противостоять. Амогхасиддхи держит ваджру -- символ нерушимости. Ваджракрестообразна, что означает завершение действий во всехсторонах света.

Амогхасиддхи сидит на птице шанг-шанг (еесравнивают с Гарудой индуизма или Гарпией античной мифологии).В полете она покрывает крыльями пространство и символизируетвласть над стихиями. Супруга Амогхасиддхи -- Самая-Тара("Спасительница Святого Слова"). "Самая" здесь означаетсвященный обет, который связывает буддиста с его практикой, сжизненной ситуацией.

В семью кармы входят бодхисаттваВаджрапани ("Держащий ваджру"), символизирующий огромнуюэнергию, и Сарваниваранавискамбхин ("Устраняющий всепрепятствия", причиной которых является неправильное пониманиежизненной ситуации). Бодхисаттва-женщина Гандха несет ароматныеэссенции, что означает развитую восприимчивость, необходимуюдля свершения деяний, а ее спутница Найведья предлагает пищу --пищу медитации, которая питает действия.

Мудрость в отношении кдействиям проявляется в преодолении ограниченного подхода к тойили иной ситуации. Семье кармы противостоит "мир ревнивыхбогов" -- мир подозрительности, интриг, постоянной вражды сбогами. 21 На шестой день одновременно появляются все "мирныелики" (их 42).

Человек приходит в замешательство, посколькупять семей заполняют все пространство, все эмоциональныеситуации (пожалуй, это примерно то, что европейцы называют:"вся жизнь проходит перед мысленным взором"). Выхода нет, ибовсе четверо врат охраняются стражами -- "херука". Восточныйпривратник ("Победоносный") связан с умиротворением, нопринимает гневную форму, чтобы не допустить выхода через еговрата.

Южный привратник ("Враг Ямы, владыки смерти")ассоциируется с деятельностью во имя накопления богатства. Всансаре богатство ограничено, и тот, кто преодолел этиограничения, победил Яму. В западных вратах стоит Хаягрива слошадиной головой -- символ чуткости. Ржание чуткой лошадипробуждает человека, и он не дает страстям увлечь себя.

Всеверных вратах -- страж Амритакундали ("Спираль Амриты" --воскрешает эликсир бессмертия. Стражи врат имеют и женственныеаспекты. Одна из богинь -- ловит убегающего на крючок, какрыбу. Если человек пытается в необузданной гордости заполнитьсобой все пространство, другая богиня его связывает. Того, кторасчитывает убежать за счет скорости, остановит богиня соковами для ног, а гневный крик того, кто стремится нападениемпробить себе путь, заглушает звоном колокола четвертая богиня.

Затем человек встречается с буддами шести миров сансары,которые исходят из его сердца. 22 То есть выйдет из круга перевоплощений. 23 На седьмой день видьядхары ("держатели знания") исходятиз центра гортани -- средоточия принципа общения.

Мирные ликисвязываются с сердцем, а гневные -- с мозгом. Речь -- средствосвязи между ними. Эту связь и олицетворяет образ видьядхары.Сильные, величественные видьядхары не вполне мирны и не вполнегневны, занимают промежуточное положение. Они обладают властьюнад магическими силами Вселенной и представляют собойбожественную форму учителя.

В этот день появляется свет "мираживотных", что символизирует незнание, которое нуждается впомощи учителя. Мир животных связывают также с боязньюнепредсказуемых ситуаций, отсутствием чувства иронии. 24 Имеются в виду ступени совершенствования бодхисаттвы. 25 "Восемь мест кремации" известны из индуистскоймифологии; "три местопребывания" -- духовные центры (чакры)сердца, гортани и мозга, над которыми покровительствуют дакини(женственные персонификации душевных сил), так же как надместами паломничества, и т.

п. 26 "Самая"--см. прим. 20. 27 Подстрочный перевод заключительных слов вряд ливозможен, "Iti" (санскр.) -- частица, которая ставится в концепрямой речи; "samaya" -- см.

прим. 20; "rgya" -- (тиб.)переводится как "печать" и может быть сопоставлено схристианским "аминь". Примерный смысл всей конструкции --троекратное утверждение святости и нерушимости сказанного.Интересно привести для сравнения словесную формулу, завершающуюмногие русские народные заклинания: "Слово мое крепко. Ключ,замок. Во веки веков. Аминь". 28 Согласно тибетской "Книге мертвых", человек, который недостиг освобождения в течение первой недели, переживает явление"гневных божеств".

Поэтому с восьмого по четырнадцатый деньчитается вторая часть "Книги мертвых", призванная помочьусопшему освободиться именно на этом этапе его загробныхстранствий. Главная идея второй части книги заключается в том,что усопший встречается с теми же пятью "божесгвеннымисемьями", которые он уже видел в мирном облике.

Свойства семей(связанные со свойствами души усопшего) сохраняются, новыступают теперь в форме грозных херука, их супруг и другихбожеств (всего "гневных ликов" 58). Дело в том. что основу всехпяти семей составляет изначальная и вечная энергия -- исходное,абсолютно устойчивое состояние бытия, которое невозможнопоколебать.

Колоссальная сила этого состояния (ее можносопоставить с "энергией покоя" современной физики) ощущаетсякак "гнев", который называют сострадательным гневом, безненависти. Гневные божества преобразуют разрушительную энергиюв энергию созидательную, ведущую к освобождению. Считается, чтотот, кто при жизни изучал эти изображения, теперь осознает ихкак своих руководителей, доверится им и освободится.

В то жевремя чувство неприязни к гневным ликам оттолкнет его от них ивернет в мир сансары. Понявший смысл грозных божеств устыдитсясвоего прежнего страха: ведь они не более страшны, чемискусственный лев, стоящий у входа в буддийский храм. Явлениегрозных ликов описывается и в христианской литературе.

Например, в средневековом "Видении Мерхдеофа о монахе, который,расставшись с телом, вновь ожил" говорится: "С жизньюрасставшись, шаги обратил он к неведомым странам. Сильноиспуган был он, и во глубь тайников его сердца трепет великийпроник: угрозою полные лики душу страшили во тьме своеймногочисленной ратью..." 29 Великий Херука не связан непосредственно с пятьюсемьями, он олицетворяет пространство между ними и создаетэнергетическую основу всех гневных божеств.

Великий Херука иБудда-Херука изображаются вместе (первый над вторым), в центремандалы, то есть там, где в мандале мирных божеств находитсяСамантабхадра. 30 Khro-dhi-shva-ri-ma -- "Гневная Могучая Матерь". 31 Гаруда -- в индуизме царь птиц, носитель ("вахана")бога Вишну.

В буддизме гаруды -- огромные птицы, которыевызывают бурю взмахами крыльев. 32 Освобождение от сансары на уровне Тела Блаженства. 33 Если человек не достиг освобождения на двенадцатыйдень, то на тринадцатый появляются гаури и пишачи. Гаури("Белые") -- группа из восьми богинь, получивших название попервой из них (именно она -- белого цвета).

Если херука --символ "гневной энергии" как таковой, то гаури символизируютпроизводительную силу этой энергии. Белая Гаури -- одна из"кладбищенских" буддийских богинь -- танцует на теле, котороеозначает здесь исходное состояние бытия. Гаури гасит активныемысли усопшего, возвращая его к его же истоку -- изначальномунедвойственному состоянию ума.

34 Желтая Каури -- также одна из богинь кладбища. Еезадача -- соединить для усопшего знания и средства ихдостижения (сама она уже достигла этого единства). 35 Красная Прамоха (Прамо) -- "Обманывающая". Ее образассоциируется с женщиной из низкой касты, иногда выступает каксимвол страсти. Водяное чудовище (санскр. makara, тиб.chu-srin) сопоставляется и с крокодилом, и с акулой, и сгиппопотамом; воспринимается как символ сансары.

которойневозможно избежать, которую следует принять такой, как онаесть, и таким образом победить ее. 36 Черная Ветали означает неизменность абсолютной сутибытия -- совокупности его элементов-дхарм. Чаша из черепатрактуется как символ искусного мастерства. 37 Описания "кладбищенских" богинь промежуточных странсвета несколько различаются в разных текстах.

Назначение этихбогинь -- показать ненадежность, призрачность сансарическогобытия. 38 Пишачи (тиб. phra-men-rna) -- "колдуньи", богини сптичьими и звериными головами, пожирающие плоть. Эванс-Вентцистолковывает их как богинь "областей мозга", а не "святыхмест".

39 Йогини--в буквальном переводе с тибетского(dbang-phyug-rna) -- "богатая владычица". В индуизме такназывали Уму, одну из ипостасей супруги бога Шивы. В тибетской"Книге мертвых" йогини играют примерно ту же роль. что гаури ипишачи. 40 "Пустота Тела Дхармы"--непроявленная, изначальнаяВеликая Пустота. В ней возникает "сияние Тела Блаженства" --лучистая, небесная форма проявления мира.

Человек-микрокосмтождествен макрокосму, поэтому через осознание лучистой природысобственного "сияющего ума" человек достигает состояния науровне Тела Блаженства. 41 Санскр. Maha-Kala ("Великий Черный"), тиб.Mgon-po-Nag-po ("Черный Покровитель") -- гневное проявлениесовокупной силы сострадательных божеств.

Санскр. Dharma-Raja("Царь Дхармы"). тиб. Gshin-rje-hi-chos-kyi-rgyal-po ("ЦарьДхармы Владыки Мертвых") -- обычно символизирует множествогневных божественных форм, которые сливаются в единую форму. 42 Кальпа-- в индуизме "день-и-ночь" Брахмы, великиймировой период, за которым следует новое творение Вселенной.Часто кальпой называют (как и в нашем случае) первую половинуэтого цикла (4320 млн.

лет), когда мир находится в проявленномсостоянии ("день Брахмы"), 43 Будда, Дхарма (учение Будды), Сангха (буддийскаяобщина). 44 Имеется в виду шестисложная мантра бодхисаттвыАвалокитешвары: "Ом мани падме хум". Эту мантру называют "сутьювсякого счастья, процветания и знания, великим средствомосвобождения". Считается, что слог "ом" закрывает вратарождения в мире богов, "ма" -- в мире ревнивых богов, "ни" -- вчеловеческом мире.

"пад" -- в мире животных, "ме" -- в миреголодных духов и "хум" -- в аду. Каждому из слоговсоответствует цвет соответствующего мира: "ом" -- белый, "ма"-- красный, "ни" -- синий, "пад" -- зеленый, "ме" -- желтый и"хум" -- дымный (в некоторых списках порядок цветов иной).

Одноиз тибетских сказаний повествует, как некая небрежная в вереженщина попала в ад. Ее благочестивый сын спустился туда занею. Увидев его, она сумела по памяти прочитать мантруАвалокитешвары и тотчас освободилась из ада, выведя вместе ссобой всех, кто ее слышал. Считают, что эта мантра пришла вТибет вместе с первыми проповедниками буддизма.

45 О бардо возвращения в сансару лама рассказывает людям,которые вели грешную жизнь и не достигли освобождения науровнях Тела Дхармы и Тела Блаженства. Чтение начинается спятнадцатого дня (согласно счету дней, описанному в предыдущихчастях книги). 46 Тиб. rdzus-skyes переводится как "рожденный чудеснымобразом", то есть формирование нового тела в бардо и вовлечениеэтого тела в миры сансары происходит не по человеческомупроизволу (а ведь именно игрой произвола обычно объясняютрождение людей современные европейцы).

47 Возможны и другие варианты, например, "три с половинойдня". 48 В древнеегипетской заупокойной службе был сходныйритуал "отверзания" органов чувств усопшего. 49 "Алмазным (точнее, "ваджровым") седалищем" называютместо в Бодхгая, где сидел Будда Гаутама, когда достигпросветления.

Это место считается величайшим духовным центром,из которого (так же, как из лона матери, где предстоит родитьсяусопшему) исходит столь могучее сияние, что оно отпугиваетобычного человека, подобно тому, как его уже отпугнул светвысших царств (см. первую часть "Книги мертвых").

50 Тиб. rdzu-hphrul -- "проявление сверхъестественныхпсихических сил" (чудесные превращения, произвольноеперемещение в пространстве и т. п.). Умерший обладает этимиспособностями не благодаря своим прижизненным заслугам, но попричине пребывания в состоянии бардо (хотя считается, чторазвить эти качества можно и в жизни благодаря особойпрактике).

51 Имеется в виду, что чудесные способности можетреализовать только тот, кто не использует их во зло, ибо достигвысокой степени совершенства. 52 Тиб. bsgom-med-yengs-med -- букв. "не отвлекайся, немедитируя". Напряженная мысль о медитации нарушает состояниесамадхи, в которое входит усопший. 53 Подобно феям и духам в верованиях других народов, втибетской традиции усопший питается некими "эссенциями",которые он извлекает из приношений ему.

Что касается друзей, тов бардо они могут существовать, как и на земле, но они не всилах улучшить карму, которую заслужил в жизни их друг. 54 С этого абзаца начинается описание посмертного суда наддушой. Оно в той или иной степени знакомо читателю и нередкосоздает впечатление, что все "книги загробного мира" (в томчисле и египетские: вспомним "суд Озириса") посвящены"взвешиванию души", хотя в действительности это лишь эпизод.

"Доброе начало" в тибетской традиции, lhan-cig-skyes-pahi-lha("божество, рожденное вместе" с человеком, подобно близнецу),представляет собой персонификацию высших качеств человека. ВСиккиме его называют просто и кратко: lha-dkar-chung,"маленький белый бог".

"Дурное начало",lhan-cig-skyes-pahi-hdre ("демон, рожденный вместе" счеловеком) -- персонификация низших человеческих качеств. Сиккимское название -- bdud-nag-chung, "маленький черныйдемон". 55 Другое название: "Адикая" -- "Первое Тело" Будды.

56 Смысл произнесения "тайного имени" -- соединение вчеловеке земного и божественного начал. 57 Считается, что эта мантра преобразует пищу,пожертвованную умершему, так что он может ею пользоваться. 58 Обряд для предотвращения рождения в низших мирах. 59 Тиб. nam-mkhah. Перевод этого понятия словами "акаша","эфир" (как пятый элемент буддийской космогонии) или "небо"зачастую вызывает ассоциации, связанные скорее с европейскойкультурой.

Но и употребляя слово "пространство", следуетпомнить, что это не пространство рационалистической математики,а скорее небеса как "обитель богов". 60 Если в этом состоянии покойный не достигаетосвобождения, он устремляется к вратам материнского лона.Последующие указания имеют целью закрыть эти врата.

61 Иногда эта мысль истолковывается как перевоплощение вчеловека, обладающего качествами, которые символизируют те илииные животные. 62 Точное соответствие одному из психоаналитическихмотивов -- известному "Эдипову комплексу". 63 На протяжении девяти дней повторяются указания озакрытии врат лона. Затем для тех, кому карма не позволилазакрыть врата, читаются наставления о выборе врат лона.

64 Здесь и ниже дается одно из описаний континентовтрадиционной буддийской космологии. Их конкретнаягеографическая локализация крайне затруднительна и может бытьосуществлена лишь весьма приближенно. 65 "Во благо всему живому".


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Обнаружена планета похожая на Землю Обнаружена планета похожая на Землю
Европейские астрономы нашли в космосе планету температурный режим которой полностью соответствует Средиземноморской температуре на Земле. В зимнее ...
Свидетельство НЛО №3 Свидетельство НЛО №3
Этот фрагмент видео из одного репортажа, который был.. ...
Разделение изотопов Разделение изотопов
Вещества, обогащенные тем или иным изотопом, находят, как мы увидим в последующих главах, многочисленные применения ...
Виманы - небесные колесницы Древних Богов Виманы - небесные колесницы Древних Богов
Ранним утром, Рама, сел в небесный корабль, и приготовился к старту. Этот корабль большой и прекрасно.. ...
Загадки аномальных мест Загадки аномальных мест
«Гора мертвецов» - так переводится с языка манси Холат Сяхыл - название высоты №1079 на Северном Урале. Время от времени она подтверждает свое право ...
Цивилизация древних персов Цивилизация древних персов
Одна из величайших и древнейших мировых цивилизаций Персия поистине загадочна и уникальна и является объектом пристального внимания многих историков ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©