Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Ум служит нам порою для того, чтобы смело делать глупости. Ф.Ларошфуко
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал) Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал)
По легенде монах, чтобы написать книгу за одну ночь, заключил сделку с дьяволом в обмен на свою душу и изображение дьявола на одной из страниц книги (на 290 стр) ...
Две загадки пустыни Наска Две загадки пустыни Наска
Рисунки пустыни Наска и подземные ходы под ними. Горы со срезанными вершинами в пустыне Наска, которые находятся недалеко от загадочных рисунков ...
Главная Христианство Откровение Седраха
Откровение Седраха

Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивыбиблейской Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенноблизок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи -оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегосяправедника с Богом. Седрах - один из трех отроков, о которых рассказывает Книга пророкаДаниила (глава 3).

Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893. M. B. Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православныхХристианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко,благослови. 1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо вомногом согрешаем мы каждый день, ночь и час.

Того ради да обретем мы любовь- она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если все будет унас, а спасительной любви не будет? {Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть гомилииопущена.} Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истиннуюверу обретший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: "Нет больше тойлюбви, как если кто положит душу свою за друзей своих".

{Лк. 15:13.} 2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: "Итак, Седрах, хочешьты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что тыхочешь узнать?". И сказал Седрах: "Как же это, господин мой?" И ответил ему голос: "Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо нанебо". {В своем желании спора с Богом Седрах не оригинален (Иов 16:20-21).

Однако воплотиться оно могло только в апокрифе. Ср. еще 3 Езд. 5:35.} Седрах же сказал: "Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами кустам, но не могу подняться на небо". И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самоепламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества. 3. И говорит ему Господь: "Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах!

Вчем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: "Хочу говорить сБогом устами к устам"?" Отвечает Ему Седрах: "Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, длякого создал Ты землю?" Говорит Господь: "Для человека". Седрах же: "А для кого создал Ты море? Для кого рассеял по земле всякоеблаго?" Говорит Господь: "Для человека".

Седрах же Ему: "Если Ты сделал так, зачем же погубил его?" Господь в ответ: "Человек - творение Мое, изделие рук Моих, и вразумляюЯ его, как найду нужным". 4. Говорит Ему Седрах: "Мучение и огонь вразумление Твое, горьки они,Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться. {Ср. Мф. 26:24; Иов 3:11;10:18-19; 3 Езд. 3:12; Откр. Ездры 1 и 3; Откр.

Петра III.} Зачем же Тысоздал его, Господь мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его,если не хотел быть милостивым к нему?" Отвечает Господь: "Я сотворил первозданного Адама, и поместил его врайском саду на пажити Древа Жизни, и сказал ему: "Вкушай от всех плодов,лишь от Древа Жизни берегись вкушать, ибо как вкусишь от него, умрешьсмертью".

Он же ослушался заповеди Моей и, прельщенный диаволом, вкусил отДрева". {Согласно Быт. 2:16-17; 3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать от древапознания добра и зла, однако дальше (Быт. 3:22) сказано, что Бог изгналАдама и Еву из рая, опасаясь, что, познав добро и зло, они смогут такжевкусить и от древа жизни и станут бессмертными. Ср. Откр. Ездры 3.} 5. Говорит Ему Седрах: "Прельстился Адам, Владыко мой, нарушил волюТвою.

Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам, - ипервый среди ангелов ослушался приказания Твоего, не поверг Адама к Твоимстопам, - и за это изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, непокусился на труд рук Твоих. Если возлюбил Ты человека, почему не убилдиавола - художника неправды?

{Ср. 3 Езд. 7:46-48.} Кто же в силах боротьсяс духом незримым? Подобен дыму подступает он к людским сердцам, уча ихвсякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет. Что же может поделатьс ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание, избавь человекаот мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда не милуешьгрешников, где же сострадание Твое, где милосердие Твое, Господи?

" 6. Говорит ему Господь: "Да будет известно тебе, что по воле Моей все вмире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником небаи земли. Я все подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Онже, приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником. {Ср.Мк. 8:38.} Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, каксын этот, приняв имущество, оставил отца, ушел от него, сделался чужд ему истал служить врагу его, - какой отец, увидев, что оставил его сын, неразгневается в сердце своем и, придя, не возьмет имущества и не лишит сынаславы его, ибо оставил тот отца своего?

{Ср. Откр. Ездры 3.} Каково же Мне,чудному и ревностному Богу, когда Я все дал человеку, он же, приняв сие,сделался прелюбодеем и грешником?

" 7. Говорит Седрах Ему: "Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебежелание его, ведомо и разумение наше - и Ты винишь его в его мучениях!Изгони человека - и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спасиего: жалок человек, потому и согрешил он против воли Твоей". "К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену егосотворил и Солнце, и сказал: "Посмотрите друг на друга, какой свет исходитот вас!

Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь"". Говорит Седрах: "Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Самже сказал Ты: "Не воздай злом за зло," {Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21; Притч.20:22.} - как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжет,зачем же воздаешь человеку?

Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне,что упрям злонравный мул между четвероногими - нет второго такого. Но всякийраз, как мы хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов - такпошли их стать на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть ониухватят его за ногу, и не пойдет он, куда заблагорассудится". {Ср. Откр.

Ездры 3.} 8. Говорит ему Господь: "Если ухвачу его за ногу, скажет он: "Недаровал Ты мне благодати в мире". Я же дал человеку поступать по воле его,ибо возлюбил его. {Ср. 3 Езд. 8:56.} Потому и послал Я праведных ангеловМоих стоять на страже подле него денно и нощно". Говорит Седрах: "Знаю, Владыко, что среди всего имения Твоего возлюбилТы прежде других человека, среди четвероногих - овцу, среди дерев - оливу,среди плодов - лозу, среди крылатых - пчелу, среди рек - Иордан, средигородов - Иерусалим.

{Ср. 3 Езд. 5:23-27.} Но все сие любит и человек,Владыко мой!" Говорит Бог Седраху: "Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь- помогу с радостью, пусть даже ты в чем и искушал Меня, твоего Создателя". Говорит Седрах: "Спрашивай".

Говорит тогда Господь Бог: "С той поры, как сотворил Я все, скольколюдей родилось на свет, сколько умерло и сколько еще умрет, и сколько волосу них? {В ответ на обвинение Бог, давая понять разницу между Собой ичеловеком, начинает задавать вопросы, на которые смертный ответить не может.Ср. Иов 38-39; 3 Езд. 3:6-11; 5:36-37 и др. Иов 39:32: "Обличающий Богапусть отвечает Ему".

} Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворен былнебосвод и земная твердь, сколько дерев взросло в мире, сколько их упало исколько еще упадет, и сколько их еще взрастет, и сколько листьев у них?Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море, сколько волн поднялось,сколько отошло и сколько еще поднимется, и сколько ветров будет дуть наберегу морском?

Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века, сколькодождевых капель упало на землю и сколько еще упадет?" И сказал Седрах: "Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том.Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я сродом нашим на небесах". 9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: "Ступай, возьми душувозлюбленного Моего Седраха и помести ее в Рай".

Говорит Единородный Сын Божий Седраху: "Верни Мне залог, который вложилОтец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твое с младенчества". {Ср.2 Пет. 1:13-14; Откр. Ездры 11.} Говорит Седрах: "Не отдам Тебе душу мою". Говорит ему Бог: "Для чего тогда послан Я, для чего пришел сюда - оттебя же слышу отговорки? Ибо велено Мне Отцом Моим, чтобы с почетом принял Ядушу твою, а не хочешь, - так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твоюдушу".

{Ср. Завещ. Авраама 7 и др.} 10. И отвечал Седрах Богу: "Откуда думаешь Ты забрать душу мою, изкакой части тела?" {Ср. Откр. Ездры 11; Завещ. Авраама 20.} Отвечает ему Бог: "Разве не знаешь ты, что от средоточия легких твоих исердца расходится она по всем членам?

Через горло, гортань и устаподнимается она вверх, когда же приходит время ей оставить тело, спервавздрагивает она и собирается вся в одном месте, уходя из кончиков пальцев идругих членов, и тогда обязательно нужно, чтобы в миг сей была она отделенаот тела и отторгнута от сердца". Услышав слова те и поняв, что очень далек он был от мыслей о смерти,сказал Седрах Богу: "Дай мне, Господи, исцеление на короткий срок, чтобывосплакать, ибо слышал я, что в слезах - великая сила, и что в них - лучшеелекарство для ничтожного тела, творения рук Твоих".

11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: "Голова моя чудная,краса небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана,глаза - от Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык - трубе, мозг жетвой - малое Творение; голова - податель движения для тела, великолепная ипрекраснейшая, всеми любимая падет сейчас на землю в бесславии!

Рукикрепкие, искусные работники, трудом которых кормится тело! Руки ловкие,собирая отовсюду, украсили вы домы! Пальцы великолепные, в золото и сереброразубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты.

И се, нынесделаетесь вы чужими в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие,быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ногивместе с Солнцем и Луною, днем и ночью, все добывая - и еду, и питье, - взаботе, чтобы не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу легкие, лицо земликолеблющие, добром всяким домы уставляющие! Ноги, все тело несущие, в храмывходящие, покаяние творящие, святых о помощи просящие - се, ныне замрете бездвижения!

Голова моя, руки и ноги, до сих пор оберегал я вас. Душа моя,зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное тело? И се, ныне повелеваеттебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему. Тело же бедное пойдетна суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы подобные, достающиедо звезд, голова - краса небесная, разубранная!

Лицо, лоснящееся миром,глаза, льющие свет, голос - звук трубы, язык послушный, борода благовидная,волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба - все телодивноукрашенное, сочащееся сладким вином, светлое, славное - и се, нынепавшее на землю! Под землею краса твоя сокроется!" 12. Говорит ему Христос: "Полно, Седрах!

Доколе будешь ты стенать иплакать? Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить". Говорит Седрах: "Еще раз скажу Тебе, Господи, пока я жив еще и не умер,Ты же не оставь без ответа вопрос мой". "Говори, Седрах!" "Если восемьдесят лет, девяносто или сто проживет человек, и проживетих в грехе, а после вновь обратится и покается, за какое число днейотпустишь ему грехи его?

" Говорит ему Бог: "Если обратится он, прожив сто или восемьдесят лет,покаявшись же - еще три года, и сотворит плод праведности, {Ср. Мф. 3:8} Я,когда придет к нему Смерть, не стану припоминать ему всех грехов его". 13. Говорит Ему Седрах: "Много сие - три года, Господь мой. Как бы непришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего.

Смилуйся,Господи, над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие - три года". Говорит ему Бог: "Если человек, прожив на свете больше ста лет,вспомнит о смерти своей и станет исповедывать Меня пред людьми, и Я увижусие, отпущу, спустя год, все грехи его". Говорит опять Седрах: "Господи, вновь взываю я к милосердию Твоему радитворения Твоего!

Много сие - год; как бы не пришла Смерть и не схватилаего". Говорит ему Спаситель: "Прошу Я тебя об одном, Седрах, возлюбленныйМой: ни о чем больше не проси Меня. Если будет каяться грешник сорок дней,не припомню ему всех грехов, какие совершил он". 14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: "Услышь меня, могущественныйархистратиг и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь надмиром!

" И, пав на лице свое, взывали они к Богу, говоря: "Господи, научи нас,как должно каяться и каким покаянием спасется человек, и какими трудами?" Говорит Бог: "Покаянными речами, молитвами, службами, реками слез,жаркими стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк МойДавид и другие так же? {Деян. 1:16: "Что в Писании предрек Дух Святый устамиДавида об Иуде".

Ср. Ин. 13:18; Пс. 40:10; апокриф. Откр. Иоанна passim.Славу пророка Давид заслужил своими псалмами. Что же касается покаяния, тоздесь, возможно, аллюзия на псалом 50, где Давид кается в величайшем грехе,за который его в конце его правления постигли многочисленные несчастья - втом, что он отнял жену Урии, а его самого отправил на смерть (2 Цар.

12:9-10).} Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не знающие Закона,делающие же по Закону, - ибо если и некрещеные они, сошел Дух Мой на них, иобращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками Моимив лоно Авраамово. {Ср. Деян. 10:44-48 и др.} Есть же и другие, крестившиесякрещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей - и се, отрекаются худшимотречением и не хотят покаяться.

И Я жду со многим состраданием, многиммилосердием и богатством, что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего их со словами: "Оправдаем ни в чем несогрешившего". {Возможно, имеются в виду слова Пилата о Христе - см. Мф.27:24 и паралл. места.} Да и вообще, разве не знаешь ты, что написано: "Ипокаявшись, да не увидят вовек наказания"?

{Ср. Лк. 17:3-4.} Они же неуслышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в Евангелиях и заставляютпечалиться ангелов Моих, {Ср. Откр. Варуха 12 и далее.} и уже на собраниях ина службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых Моих церквах, -а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят речизаносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои".

15. Говорит Седрах Богу: "Господи, один Ты непогрешим и велик вмилосердии Твоем, милующий грешников и печалящийся о них; но сказаноБожеством Твоим: "Я пришел не праведников призвать, а грешников кпокаянию"". {Мф. 9:13.} И сказал Господь Седраху: "Или не знаешь, Седрах, о разбойнике, водночасье спасенном покаянием?

{Лк. 23:40-43.} Или не знаешь, что апостолтвой и благовестник {Возможно, под апостолом-евангелистом (благовестником)имеется в виду апостол Петр. Известно апокрифическое Евангелие от Петра.Петр, трижды отрекшись от Христа, был затем прощен (Ин. 21:15-17).} так жеспасен был? (...Для грешников же нет спасения,) ибо сердца их подобнытреснувшему камню, сами нее они следуют путями нечестия и погибнут вместе сантихристом".

Говорит Седрах: "Господь Мой, ведь сказал Ты: "Божественный Дух Мойсошел на племена, не знающие Закона, но делающие по Закону". {Ср. Деян.2:14-21; Иоил. 2:28.} Разбойник и апостол-евангелист и другие равны в том,что вошли в Царствие Твое, Господи - так же и грешивших до последних днейдопусти к Себе, ибо полна страданий жизнь и тяжела для покаяния".

16. Говорит Господь Седраху: "Сотворил Я человека согласно тремустановлениям. Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда жестал мужем, стерегу помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что онпокается". Говорит Седрах: "Господи, Ты про все сие знаешь и ведаешь. Об одномпрошу: яви грешникам сострадание Твое".

Говорит ему Господь: "Седрах, возлюбленный мой, обещаю явитьсострадание, уменьшив срок покаяния от сорока дней до двадцати. Всякий же,кто помянет имя твое, да не увидит он места казней, но пребудет справедниками в месте покоя и отдохновения. Если же кто перепишет слово сиедивное, да не вспомянется тому грех его во веки веков". И говорит Седрах: "Господи, а если который сотворит молитву рабуТвоему, то огради Ты его, Господи, от всякого зла".

И говорит раб Божий Седрах: "Ныне же прими душу мою, Владыко!" И взял его Бог, и поместил его в Раю со всеми святыми. Слава Ему и держава во веки веков. Аминь.Перейти на источник

Главы: 1


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Инстинкт - сложная форма поведения животных Инстинкт - сложная форма поведения животных
Обзор животного мира показал, какую большую роль в развитии жизни животных и их. . ...
Феноменальная память Феноменальная память
Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Неймаи сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе.. ...
Свидетельства древней расы гигантов Свидетельства древней расы гигантов
Сегодня почти ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что на Земле в давние времена разразилась глобальная катастрофа, которая запечатлена в мифах ...
Свидетельство НЛО №9: над Голливудом Свидетельство НЛО №9: над Голливудом
Видео снято 7 июля 2012 года. В ночном небе над Голливудом медленно передвигаются.. ...
Зона молчания - море Тетис Зона молчания - море Тетис
Зона молчания (Зона тишины, «Море Тетис») — аномальная зона в пустыне, загадочная территория на границе штатов Дуранго, Чиуауа ...
Зона молчания - море Тетис Зона молчания - море Тетис
Зона молчания (Зона тишины, «Море Тетис») — аномальная зона в пустыне, загадочная территория на границе штатов Дуранго, Чиуауа ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©