Две загадки пустыни Наска
Рисунки пустыни Наска и подземные ходы под ними. Горы со срезанными вершинами в пустыне Наска, которые находятся недалеко от загадочных рисунков ...
Этот христианский апокриф, надписанный именем ветхозаветного персонажа,во многом повторяет Третью (Четвертую) Книгу Ездры.По времени создания
он относится к раннему средневековью (не позднее IXв.)Был издан К.Тишендорфом на основе единственной рукописи XV в.Существует армянская версия.Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.
В этом издании отсутствует разделение на главы; в переводе оноосуществлено для удобства ссылок.М. В.Слово и откровение Ездры, святого пророка, возлюбленного Божия.1. Случилось, в тридцатый год, в двадцать второй день месяца, был я вдоме моем, и возопил я ко Всевышнему, говоря: \"Господи, дай мне славуувидеть тайны Твои!\" {Ср. начало т. н. \"Апокалипсиса Ездры\" (3 Езд. 3:1-4).
Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст. в 3 Езд., где Ездра,обращаясь к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама доВавилонского плена.}Когда же настала ночь, явился ангел Божий архангел Михаил и говоритмне: \"Теперь, пророк Ездра, жди семьдесят седмин\". {В 3 Езд. (4:1) - Уриил,потом (4:36) - Иеремиил. Каждый раз, прежде чем открыть Ездре очередныетайны, ангел велит ему провести определенное число дней в посте и молитве -ср.
3 Езд. 5:13 и 20; 6:31 и 35. Ср. также Дан. 10:2-3.}И постился я, как он сказал мне. И явился Рафаил архистратиг, и дал мнежезл стираксовый. {Стиракса - ценная порода дерева, из которой добывалидушистую смолу (Быт. 37:25; Ос. 4:13).} И постился я дважды шестьдесятседмин, и увидел я тайны Божий и ангелов Его, и сказал им: \"Хочу, чтобыответил Бог перед родом Христианским: что лучше для человека - не родитьсяили войти в мир?
\" {О том, что для человека, терпящего на себе гнев Бога,лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть в апокрифах. Ср. Откр.Седраха 4 и прим.}2. И вот был я взят на небо, и увидел на первом небе воинство ангеловвеликое, и отнесли они меня к месту казней. {Ср. Завещ.
Авраама 10-11; Откр.Павла 31; Откр. Богородицы 2. \"Суды\", \"казни\", \"муки\" - различные вариантыперевода греческого \"criseis\".} И услышал я голос, говорящий мне: \"Помилуйнас, Ездра, избранник Божий!\"Тогда начал я говорить: \"Горе грешникам, когда видят праведника,грядущего на ангелах, сами же Они - в геенне огненной\".И сказал Ездра: \"Смилостивься над созданиями Твоими, милосердный имногомилостивый!
Меня суди вместо душ грешников, ибо лучше одну душунаказать, чем весь мир привести к погибели\".И сказал Бог: \"Праведным дам успокоение в Раю, ибо милостив Я\".И сказал Ездра: \"Господи, для чего даруешь Ты праведным милость Твою?Как наемник за плату отдает время свое, {Текст испорчен.} так праведник ужезаслужил награду свою на небесах.
Ты же смилостивься над грешниками, ибоведаем, что милостив Ты\". И сказал Бог: \"Не в Моей власти помиловать их\".И сказал Ездра: \"Не могут вынести они гнева Твоего \".И сказал Бог: \"Пусть получают, что заслужили\".И сказал Бог: \"Хочу, чтобы ты был подле меня, как Павел и Иоанн - ты,нерушимое и неотчуждаемое сокровище, клад девства, оплот всех людей\".3. И сказал Ездра: \"Лучше для человека не родиться, лучше не жить; {См.
прим. 3 на с. 201.} твари бессловесные счастливее против человека, ибо неимут они наказания. Нас же взял Ты и предал суду. Горе грешникам в грядущемвеке, ибо бессрочен суд над ними и пламя неугасимо!\"Еще говорил я Ему слова те, когда явились Михаил, Гавриил и всеапостолы и сказали: \"Радуйся, верный человек Божий!\"И сказал Ездра: \"Встань, Господи, и пойдем со мной на суд\".
{Ср. Иов12:18; 13:3; 14:3; 16:21 и др.}И сказал Бог: \"Се, даю Я тебе Завет Мой, Мой и твой, чтобы вы принялиЕго\".И сказал Ездра: \"Нет, но лицом к лицу давай судиться с Тобой!\"И сказал Бог: \"Спроси Авраама, отца вашего, какой сын затевает тяжбу сотцом своим, и иди судиться с нами\". {Ср. Откр. Седраха 6.
}И сказал Ездра: \"Жив Господь, вовек не перестану я судиться с Тобой зарод Христианский. Где прежние милостивые деяния Твои, Господи? Где Твоедолготерпение?\"И сказал Бог: \"Как сотворил ночь и день, так сотворил Я праведника игрешника, и надлежало жить, как живет праведный\".И сказал пророк: \"Первозданного Адама, первого {\"Первый Адам\" - ср. 3Езд. 3:21.} кто сотворил?\"И сказал Бог: \"Вот эти руки Мои нетленные: и поместил Я его в Рай,чтобы стерег он пажить Древа Жизни.
{Ср. Откр. Седраха 4.} Он же, явивнепослушание, вместо того совершил преступление\".И сказал пророк: \"Что же не удержал его ангел? {Ср. Откр. Седраха 7.} Ане дал бы Ты ему Еву, верно, не соблазнил бы ее змей. Ты же кого хочешь -спасаешь, кого хочешь - губишь\".4. И сказал пророк: \"А теперь пойдем, Господь мой, на второй суд\".
{Очевидно, под вторым пунктом обвинения, предъявленного Ездрой Господу,подразумевается сожжение Содома и Гоморры (Быт. 19:24-25).}И сказал Бог: \"Огонь посылаю Я на Содом и Гоморру!\"И сказал пророк: \"Господи, достойно Ты нападаешь на нас!\"И сказал Бог: \"Грехи ваши превосходят благость Мою \".И сказал пророк: \"Вспомни Писание, Отец мой, измеривший Иерусалим ивоздвигший его!
{\"Измеривший и воздвигший\" - положить меру чему-либоозначает сделать первый шаг к сотворению. Ср., например, Иов 38:4-5; 3 Езд.4:37; 6:4. См. также гл. 14.} Смилостивься, Господи, над грешниками,смилостивься над творением Твоим, пожалей созданных Тобой!\"Вспомнил Бог тут о делах его и говорит пророку: \"Как могу Ясмилостивиться над ними?
Уксусом и желчью напоили они Меня, и даже тогда непокаялись\". {Мф. 27:34 и паралл. места.}И сказал пророк: \"Яви Херувимов Твоих и отправимся вместе на суд, ипокажи мне судный день, каков он\". И сказал Бог: \"Прельстился ты, Ездра: ибо таков судный день, что идождь не прольется на землю. Суд же в тот день милостивый\".И сказал пророк: \"Так не перестану я судиться с Тобой, если сам неувижу дня того последнего\".
{Ср. 3 Езд. 4:32,33,45,51; 7:33-35 и др.}И сказал Бог: \"Исчисли звезды и песок морской, а как сможешь исчислитьего, можешь и со Мной судиться\".И сказал пророк: \"Господи, известно Тебе, что плоть на мнечеловеческая, как же могу я исчислить звезды небесные и песок морской?\"И сказал Бог: \"Пророк Мой избранный, ни один человек не узнает о днетом великом, ни о явлении, {Видимо, имеется в виду явление Господа в мир -второе пришествие.
} когда совершится суд над миром. Ради тебя, пророк Мой,назвал Я тебе день, часа нее не назвал тебе\".5. И сказал пророк: \"Господи, скажи мне и число лет!\"И сказал Бог: \"Если увижу, что умножилась добродетель мирская, явлю имдолготерпение. А нет - простру длань Мою, уловлю вселенную за четыре сторонысвета, соберу всех сотворенных мной в долину Иосафатскую и уничтожу родчеловеческий, и впредь не будет мира\".
И сказал пророк: \"Кто же тогда будет славить десницу Твою?\"И сказал Бог: \"Славят Меня ангелы Мои\".И сказал пророк: \"Господи, если так задумал Ты, зачем создал человека?Ведь сказал Ты Аврааму, отцу нашему: \"умножая умножу семя твое как звездынебесные, как песок на берегу морском\".
{Ср. Быт. 13:14-17; 26:2-4; Втор.10:22; Завещ. Авраама 1,3.} Где же обетование Твое?\"И сказал Бог: \"Прежде сотворю Я землетрясение, так что погибнут звери илюди. Когда же увидите вы, как брат предаст смерти брата, дети восстанут народителей, а жена оставит собственного мужа, когда народы пойдут друг надруга войной - тогда вы поймете, что конец близок.
Тогда уже ни брат небудет знать жалости к брату, ни муж к жене, ни дети к родителям, ни близкиек близким, ни раб к хозяину, {О том, каковы будут последние времена,неоднократно говорится в текстах Ветхого и Нового Завета: ср., напр., Ис.24; Иоил. 2:28-31; 3 Езд. 5:1-12, 6:18-24; Мк. 13:523. Ср. тж. Книги Сивиллpassim, Возн. Моис. 10.} ибо сам враг придет к людям из преисподней и дастим многие знамения.
{Мф. 24:24; Мк. 13:5, 6, 22; Откр. 13:13; 16:14; 19:20;Книги Сивилл II, 167; III, 63-67; Откр. Петра 1, 2.} В чем Моя вина предтобой, Ездра, зачем ты судишься со Мной?\"6. И сказал пророк: \"Господи, не перестану я судиться с Тобой\".И сказал Бог: \"Исчисли цветы земные; сможешь исчислить их, можешь и соМной судиться\".И сказал пророк: \"Не могу исчислить, ибо человеческая плоть на мне, нони на миг не перестану я судиться с Тобой.
Хочу, Господи, увидеть самыеглубины преисподней\". {Ср. Откр. Богородицы 22.}И сказал Бог: \"Сойди и смотри\".И дал Он мне Михаила, Гавриила и еще ангелов числом тридцать четыре, испустился я на восемьдесять пять ступеней, и увлекли ангелы меня вниз напятьсот ступеней, и увидел я пылающий трон и старца, восседающего на нем, ибезжалостен был суд над ним.
И сказал я ангелам: \"Кто этот человек и в чемпрегрешение его?\"И они сказали мне: \"Человек этот - Ирод, бывший некогда царем; велел жеон убить младенцев младше двух лет\". {Мф. 2:1 и 16.}И сказал я: \"Горе душе его!\"И снова увлекли меня ангелы на тридцать ступеней вниз, и увидел я тамязыки пламени, среди них же множество грешников; и слышал я голос их, аочертаний тел не видел.
И увлекли меня еще многими ступенями ниже, которых яне мог сосчитать. И увидел я там мужей преклонных лет, и входили им в уши,вращаясь, коловороты огненные. И сказал я: \"Кто эти люди и в чем прегрешениеих?\"И сказали мне: \"Люди эти - ослушники\".7. И вот снова увлекли ангелы меня еще на пятьсот ступеней вниз, иувидел я там червя неусыпного и огонь, сжигающий грешников.
И увлекли они меня до самого дна погибели, и увидел я там двенадцатьказней преисподней. {Двенадцать казней преисподней - только здесь.} Иповлекли меня на юг, и увидел я там человека, подвешенного за глазницы, иангелы бичевали его. И вопросил я: \"Кто этот человек и в чем прегрешениеего?\"И сказал мне Михаил архистратиг: \"Человек этот совершил прелюбодеяние сматерью.
Ничтожное свое желание исполнив, осужден он быть так повешен\". Иповлекли меня на север, и увидел я там человека, охраняемого за железнымизасовами. И вопросил я: \"Кто этот человек?\"И сказал он мне: \"Тот, кто говорит: \"Я - сын Божий, обративший камни вхлебы, а воду в вино\"{Антихрист - ср. Мф. 24:24; Книги Сивилл - см.
прим. 1на с. 206.}\".И сказал пророк: \"Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу родлюдской, чтобы не верили ему\".И сказал Он мне: \"Лицо его видом походит на пашню, правый глаз - словнозвезда утренняя, другой - неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы егоразмером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. Налбу же его - надпись: \"антихрист\".
До неба вознесся он, до глубин ада падет.То ребенком предстанет он, то стариком\". {Ср. апокриф. Откр. Иоанна 1.}И сказал пророк: \"Господи, как же Ты отпустишь его, и будет онсоблазнять род людской?\"И сказал Бог: \"Слушай, пророк Мой: ребенком предстанет он и стариком,но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после тогозазвучит труба, и могилы отверзнутся, и мертвые воскреснут нетленными.
Итогда враг, заслышав угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю. {Ср. Мф.8:12; 22:13; 25:30; также апокриф. Откр. Иоанна 16 и 20.} Тогда и небо, иземля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод на восемьдесят локтей, аземлю - на восемьсот\".И сказал пророк: \"А небосвод-то в чем согрешил?\"И сказал Бог: \"Ибо под небом - зло\". {Ср.
Откр. Петра 4.}И сказал пророк: \"Господи, а земля-то в чем согрешила?\"И сказал Бог: \"Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной- вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней - противника родачеловеческого \". {Текст в этом месте испорчен. Перевод по конъектуре.}8. И сказал пророк: \"Смилостивься, Господи, над родом Христианским!\"И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы ее.
И сказалимне ангелы: \"Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку\".И увидел я мрак ужасный и ночь без звезд и без Луны. И не было там ниюноши, ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подлемужа. И восплакал я, и сказал: \"Владыка Господи! Смилостивься надгрешниками!\"И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесломеня снова на небеса.
И увидел я там многие суды, и восплакал горько, исказал: \"Лучше для человека не выйти из чрева матери его!\" {См. прим. 3 нас. 201. См. также 3 Езд. 5:35.}Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: \"С тех пор, как пришелты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление\". {Ср. Откр. Богородицы23.}И сказал пророк: \"Блаженны оплакивающие прегрешения свои\".
9. И сказал Бог: \"Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семяхлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала онопребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастаютволосы, в четвертую - ногти, в пятую оно перестает питаться молоком, {О том,что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов,V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура.
} в шестую оно ужеполностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятуюоткрываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю\".И сказал пророк: \"Господи, лучше для человека не родиться, горе родучеловеческому, когда выйдешь Ты судить его!\"И сказал я Владыке: \"Господи, зачем создал Ты человека и предал егосуду?
\"И возвестил Бог со всей важностью: \"Вовек не смилостивлюсь Я надпреступающими Завет Мой\".И сказал пророк: \"Господи, где благость Твоя?\"И сказал Бог: \"Все устроил Я во благо человеку, человек же не блюдетзаповедей Моих\".И сказал пророк: \"Господи, открой мне суды и рай!\"10. И повлекли меня ангелы на восток, {Ср. Быт. 2:8.} и увидел я ДревоЖизни.
И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, иМатфея, и всех праведников, и всех патриархов. {Упоминание в этом рядуевангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианскомпроисхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторическийхарактер видений Ездры.} И увидел я там воздушную казнь, и дуновение ветров,и хранилища льда, {Ср. Иов 38:22-23.
Хранилища льда упоминаются также вСлав. Енохе (гл. 3) наряду с хранилищами снега, росы и масличного цвета.} имуки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали мне:\"Этот человек передвинул границы\". {Видимо, это следует понимать в прямомсмысле. Ср. Втор. 19:14; Книги Сивилл II, 100-101; III, 240.}И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: \"Владыко Господи!
Еслитак, какой же рожденный человек не согрешил?\"И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих ирыдающих, тяжкие муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, какистязают род человеческий. Тогда Бог говорит мне: \"Знакомы тебе, Ездра,имена ангелов, что при конце мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил,Гавуфелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон\". {Ср. Книги Сивилл II, 215 иприм.
в издании: М. 1996.}11. И был тут голос мне: \"Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, вернизалог, данный тебе\". {Ср. Откр. Седраха 9 и прим.}И сказал пророк: \"Через какую часть тела душу вы мою хотитеисторгнуть?\"И сказали ангелы: \"Через уста хотим извлечь ее\". {Ср. Откр. Седраха 10.Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама(Завещ.
Авраама 20): \"И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа егок руке Смерти\".}И сказал пророк: \"Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет оначерез них!\"И сказали ангелы: \"Через ноздри твои исторгнем ее\".И сказал пророк: \"Ноздри мои обоняли славу Божию\".И сказали ангелы: \"Через глаза твои хотим исторгнуть ее\".И сказал пророк: \"Глаза мои видели то, что за престолом Божиим\".
И сказали ангелы: \"Через темя твое хотим исторгнуть ее\".И сказал пророк: \"Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душамоя этим путем\". {Гора - Синай, на которой к Моисею сошел Господь (Исх.19-20), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонскогоплена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай.
Наэтот раз духовным вождем евреев стал Ездра (1 Езд. 8-10 и в особенности10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал наплощади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его (Неем. 8).}И сказали ангелы: \"Через кончики пальцев твоих хотим извлечь ее\".И сказал пророк: \"Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник\".И отошли ангелы ни с чем, говоря: \"Господи, не можем мы взять душуего!
\"12. Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: \"Сойди, Сын Мойвозлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного МоегоЕздры\".Взяв нее войско ангелов великое, говорит Господь пророку: \"Верни Мнезалог, который вложил Я в тебя - готов венец твой\". {См. прим. 6 на с. 210.}И сказал пророк: \"Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогдастанет судиться с Тобой, защищая род человеческий?
\"И сказал Бог: \"Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!\"И сказал пророк: \"Все равно не перестану я судиться с Тобой!\"И сказал Бог: \"Верни данный тебе залог - готов венец твой, иди же иприми смерть, чтобы получить его\". 13. Тогда начал пророк говорить со слезами: \"Владыко, что пользы в том,что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле?
О горе мне, горе, будучервями истреблен! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, обо мне,долгую тяжбу ведшем и смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святые иправедники, ибо в чашу ада сошел я!\" {Ср. плач Седраха (Откр. Седраха 11).}И сказал ему Бог: \"Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя ибессмертен, крестную муку принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен.
И Я же избранников Моих вознес, Адама из ада обратно вызвал, с тем чтобы родчеловеческий не прервался, {\"Не прервался\" - место испорчено, перевод подогадке.} так что нечего тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречьдуша, отправится на небо, что же от земли - тело - отправится в землю, откоторой и было взято\".И сказал пророк: \"О горе мне, горе!
Что мне делать, как поступить - неведаю\".14. И стал тогда говорить блаженный Ездра: \"Бог вечный, Строитель всеготворения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящийХерувимами, в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознесший,{\"Правящий Херувимами\" - в Писании Господь часто предстает восседающим нахерувимах (Пс. 17:11; 79:2; Ис. 37:16 и др.
) О вознесении Илии - 4 Цар.2:11.} пищу всякой плоти дающий, Ты, которого все боится, трепеща пред лицемсилы Его, услышь меня, долгую тяжбу ведшего, и дай всем, переписывающимкнигу эту, всем, хранящим ее, помнящим имя мое и вершащим память обо мне, -дай им с небес Твое благословение. И благослови все дела каждого из них, какблагословил Ты последние дни Иосифа, {Известно, что Иосиф, любимый сынИакова, проданный братьями в рабство, ни в чем не погрешил против Бога, зачто ему была дарована счастливая старость (Быт.
50:22-23; также Завещ. 12Патриархов passim).} и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день.Все же, не поверившие книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра\".И был ему голос, говорящий: \"Ездра, возлюбленный Мой, все, о чемпопросил ты, воздам каждому\".
15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяцаоктября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама ипеснопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душами телам прибегающих к нему в тоске.И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну иСвятому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.Перейти на источник
Свидетельство НЛО №1
Это самое реальное или самое наиболее впечатляющее видео, которое я когда-либо видел ...
Загадки аномальных мест
«Гора мертвецов» - так переводится с языка манси Холат Сяхыл - название высоты №1079 на Северном Урале. Время от времени она подтверждает свое право ...
Проклятия фараонов
Строителей пирамид всегда волновала проблема сохранности имущества фараонов ...
Загадочные рисунки на камнях Ики
В 150 километрах от пустыни Наска находится город Ика, где уже на протяжении нескольких десятилетий находят черные древние камни с загадочными рисунками ...