Следовательно, род сказывается обольшем числе [вещей], нежели отличительный признак. Далее, "человек"сказывается о Платоне, Сократе и других;
а "животное" - не только обиндивидуальных людях, но и об остальных, в том числе и неразумныхиндивидах; следовательно, род сказывается о большем числе [вещей], чем вид.Далее, собственный признак, допустим, лошади - "способное ржать", и приэтом сказуемое рода плодовитее (uberius), чем вид, следовательно, сказуемоерода превосходит также и сказуемое собственного признака.
Наконец, ипривходящий признак, хотя и бывает присущ многим [предметам], частооказывается уже рода "воинственный", в собственном смысле слова, неговорится ни о ком, кроме человека, да и "проворных" живых существ не такмного. Таким образом, сказуемое рода шире и отличительного признака, ивида, и собственного, и привходящего признаков.
Таково одно собственное свойство рода, отделяющее и обособляющее его отвсех остальных [сказуемых]. Однако под отличительными признаками, замечаетПорфирий, в данном случае следует подразумевать лишь те, которые разделяютрод, а не образуют его. Ибо те, с помощью которых род образуетс(informatur), сказываются, несомненно, о большем количестве [вещей], чемсам род.
Так, например, "одушевленное" и "телесное" распространяются шире,нежели "животное", будучи не разделительными, а скорее составляющими(constitutivae) отличительными признаками "животного". Но то, чтосказывается о нижестоящем, причем сказывается необратимо, сказывается ширепо сравнению с нижестоящим.Затем Порфирий указывает второе свойство рода, отделяющее род отподчиненных ему отличительных признаков.
Дело в том, что всякий род - ввозможности - содержит отличительные признаки, а отличительный признак неможет охватить рода. Ведь "животное" содержит в возможности и "разумное",но ни "разумность", ни "неразумность" не могут содержать "животного". Отом, что "животное" содержит отличительные признаки именно "в возможности",Порфирий говорит потому, что, как было сказано выше, род имеет в своемподчинении все отличительные признаки только в возможности, но отнюдь не вдействительности.
Отсюда-то и вытекает следующее собственное свойство рода,а именно: при упразднении рода исчезает отличительный признак, как приупразднении "животного" была бы упразднена и "разумность". Напротив, еслиты уничтожишь "разумное", останется неразумное животное.
Впрочем, на этоможно возразить: "Ну, а если я упраздню одновременно оба отличительныхпризнака, разве сможет тогда сохраниться род?" - Отвечаем: "Сможет". Ибосубстанция всякого [сказуемого] составляется не из того, о чем оносказывается, но из того, что его создает.
Разоблачение догадливых мракобесов
С «мракобесами» церемониться не принято, поэтому и разоблачают их в основном в игриво-насмешливом тоне. «Даже астрологи, сколько бы их ни хулили.. ...
Близнецы
Отличаются от Тельцов полным отсутствием хозяйской основательности. Но это не значит, что все представители этого рода.. ...