Загадочные рисунки на камнях Ики
В 150 километрах от пустыни Наска находится город Ика, где уже на протяжении нескольких десятилетий находят черные древние камни с загадочными рисунками ...
Чтобы легче понять эту мысль, можно вспомнить приведенный в третьей книгепример расположения видов и родов; допустим, первой будет стоятьсубстанция,
под нею - телесное и бестелесное, под телом одушевленное инеодушевленное, под одушевленным - ощущающее и неспособное к ощущению, ниже- животное, под ним - разумное и неразумное, под разумным - смертное ибессмертное, под смертным - вид человека, ниже которого стоят уже однитолько индивиды.
Так вот, в этом разделении все отличительные признакиназываются видообразу-ющими и все они - отличия родов и видов, только длродов они [служат] разделительными (divisivae), а для видов - составляющими(consti-tutivae) отличиями. Это можно разъяснить на том же примере:субстанцию делят на части отличительные признаки телесного и бестелесного,телесное разделяют одушевленное и неодушевленное, одушевленное делятспособное к ощущению и неспособное.
Таким образом, субстанциальные отличиделят роды и называются поэтому разделителями родов.Однако если те же самые отличительные признаки, которые служат делениюрода, спускаясь вниз от него, собрать воедино и присоединить к чему-нибудьодному, образуется вид: рассмотрим, например, такой вид субстанции, какживотное (нужно заметить, что все вышестоящие роды сказываются о низших,поэтому любой низший вид будет видом высшего рода); отличительные признакиживотного - одушевленность и способность к чувственному восприятию; будучисоотнесены с родом, эти отличия являются разделительными, а в соотнесении свидом - составляющими, поскольку они составляют и формируют животное ипридают законченное выражение его определению, ибо животное есть не чтоиное как субстанция одушевленная и способная к ощущению.
Здесь субстанция -род, и одушевленность и способность к ощущению -его разделительные отличия;а по отношению к животному эти же отличия являются составляющими.
В своюочередь животное разделяется отличительными признаками разумности инеразумности, смертности и бессмертия; но если разумность и смертностьобъединятся друг с другом, то из разделительных признаков животного онистанут составляющими признаками человека, так как создадут его вид иобразуют окончательное определение его понятия.
А если неразумностьсоединится со смертностью, получится лошадь или любое другое неразумноеживотное. Разумность же в соединении с бессмертием образует субстанциюБога. Таким образом, одни и те же отличия, будучи соотнесены с родом,становятся разделителями рода, а будучи рассмотрены в связи с нижестоящимивидами, образуют виды и в соответствующем сочетании устанавливают ихсубстанцию.
Однако здесь возникает вопрос: каким образом мы можем называть все подобныеотличия составляющими виды, если видим, что отличие неразумности, например,в соединении с бессмертностью не создает никакого вида?
На это мыответим,во-первых, что Аристотель считает небесные тела неодушевленными;то, что неодушевленно, не может быть животным, а то, что не являетсживотным, ни в коем случае не может оказаться разумным; однако о тех женебесных телах Аристотель утверждает, что они, вследствие их простоты инепрерывного движения, вечны. Следовательно, существует все же нечто,составленное из этих двух отличительных признаков - неразумности ибессмертия.
А в том случае, если более прав Платон, и небесные тела следует признатьодушевленными, тогда у этих отличий не может быть подлежащего. В самомделе, всякая неразумная вещь, подлежащая уничтожению и возникновению, неможет быть бессмертной. Однако несомненно, что если бы эти [два]субстанциальне отличия могли бы каким-нибудь образом соединиться, онисмогли бы создать свою природу и вид.
Для того чтобы стало понятно, что это за способность создания субстанции иобразования вида [у субстанциальных отличий], сравним их с собственными иобщими отличиями, которые хотя и могут соединяться друг с другом, все женикоим образом не составляют вид и субстанцию. Так, если кто-нибудь будетразговаривать, прогуливаясь, - а это два общих отличительных признака, -или если кто-нибудь будет высокий и белый, неужели же субстанция егосоставится из этих признаков?
- Отнюдь нет. Почему же? - А потому, что этоне того рода отличия, которые могут составлять и формировать субстанцию.Таким образом, неразумность и бессмертие, даже если они и не могут иметькакую-либо субстанцию своим подлежащим, все же в состоянии создать такуюсубстанцию, если бы им только удалось как-нибудь объединиться.
Кроме того,тот же отличительный признак неразумности создает в соединении сосмертностью субстанцию скота. Следовательно, отличие неразумности -составляющее (constitutiva). Точно так же и бессмертие в соединении сразумностью создает Бога. Значит, бессмертие - это то, что образует вид. Аиз-за того, что они не могут соединиться друг с другом, они вовсе нелишаются того, что [заложено] в их природе.
Висячие сады Семирамиды
Мы продолжаем рассказ о великих творениях человеческого гения, чудесах света. Фалона Византийский был первый человек, который классифицировал и описал чудеса света ...
Где достать дровишек
Наша Земля, как и другие планеты солнечной системы, имеет очень неоднородный климат. Есть у нас такие заветные местечки в Антарктиде, где температура.. ...
Каменные шары в Сельве
Те самые известные древние артефакты в Сельве неизвестного происхождения ...
Путешествие по зодиаку
Зодиак, напомним,— это созвездия на небесной сфере, расположенные по ее большому кругу, т.е. по эклиптике. Проекция этих созвездий на эклиптику.. ...