Две загадки пустыни Наска
Рисунки пустыни Наска и подземные ходы под ними. Горы со срезанными вершинами в пустыне Наска, которые находятся недалеко от загадочных рисунков ...
Тайна глиняных табличек
Шесть тысяч лет назад в Месопотамии существовала удивительная цивилизация шумеров. О них известно совсем немного, хотя было.. ...
То, что совсем отлично повиду, - это и иное и нечто другое. Ведь, как мы уже сказали, все, чтопредставляет собой нечто другое, - это тоже иное;
но иное - это также и то,что разделено лишь акцидентально, как, например, здесь: один гуляет, другойлежит. Нечто другое же [эта лошадь представляет собой] только один раз:[между ней и человеком стоят] отличительные признаю! разумности инеразумности, называемые видообразующими, или субстанциальными.
Итак, иное- это то, что отличается от чего-либо каким бы то ни было образом. "Наоснове отличительных признаков, создающих другие вещи, полу чаютсразнообразные деления рода на виды и устанавливаются определения, состоящиеиз рода и таких признаков; а на основе отличительных признаков, тольковносящих инаковость, существуют лишь изменения состояния вещи или еесвоеобразие (alterationes et aliquo modo se habentis permutationes)".
Еще в самом начале этого сочинения Порфирий заметил, что знание рода, вида,отличительного, собственного и привходящего признаков весьма полезно длделения и определения. Точно как же и теперь он проводит деление самихотличительных признаков, выделяя те, которые участвуют в делении иопределении, и те, что не участвуют.
Дело в том, что деление рода на видыдолжно осуществляться таким образом, чтобы виды отличались друг от другавсем смыслом своей субстанции (ratione substantiae); поэтому-то, согласноПорфирию, к делению не следует привлекать такие отличительные признаки,значение которых сводится к отделимым и неотделимым акциденциям, которыепроизводят только инаковость, но не могут создать и образовать нечтодругое.
Такие отличия бесполезны для деления. Следовательно, при делениирода нужно отделить общие и собственные отличия и оставить лишь наиболеесобственные. Ибо они создают [другие] вещи, а именно этого, как видно, итребует деление рода.В определении участвуют тоже главным образом наиболее собственные отличия.Общие и собственные отбрасываются как бесполезные. Ведь общие и собственныеотличия несут в себе привходящие признаки, относящиеся к различным родам, ипоэтому никак не касаются смысла субстанции; определение же как разстремится показать всю субстанцию.
Напротив, видообразующие отличия, какуже было сказано, образуют вид и достраивают (perficiunt) субстанцию.Поэтому именно они - наиболее собственные - участвуют в делении рода и вопределении видов; [их можно назвать] теперь разделительными, так как ониприспособлены к разделению рода на части.
Итак, будучи разделителями рода,они создают нечто другое, чем было раньше, а при определении субстанции онислужат образованию видов. В самом деле, наиболее собственные [отличиспособны] как создавать нечто другое, так и быть видообразующими; посколькуони создают другое, они служат делению, а поскольку образуют вид -определению.
Что же до общих и собственных [отличий], то они не создаютнечто другое, но только иное [по характеру], и вовсе не показываютсубстанцию, поэтому они равно отстранены и от деления и от определеня."Начав опять сначала, надо сказать, что из отличительных признаков одниотделимы, другие - неотделимы. Так, двигаться и покоиться, быть здоровым,болеть и прочие им подобные [игличия] - отделимы.
Л имен, орлиный нос илибыть курносым, быть разумным или неразумным нс-отделимы. Из числанеотделимых одни [присущи вещам] сами по себе (per se), другие же -привходящим образом (per accidens). Так, разумность, смертность илиспособность к учению присущи человеку сами по себе. А орлиный или курносыйнос - привходящим образом, но не сами по себе".
Изображение на крышке саркофага в Паленке
Находка археологов при раскопках в городе Майя заставила спорить исследователей, палеонтологов и уфологов, и экспертов в области авиакосмоса ...
Легендарный Вавилон
Довольно долгое время ученые считали предание о Вавилонской башне лишь символической легендой о человеческой заносчивости ...