Будучи частью, вид соотносится с единичностью, а будучи целым - смножественностью. В самом деле, поскольку род предшествует многим видам,каждый
из видов - один - является частью рода - тоже одного. Поскольку жевид предшествует многим индивидам, постольку он является целым не длодного индивида, но по отношению ко многому. Ведь целым называется именното, что содержит и охватывает многое. Ибо для того, чтобы что-то былочастью, достаточно, чтобы оно одно было частью чего-то одного; но чтобыбыло целое, недостаточно, чтобы одно было целым одного же.
Поэтому [иговорит Порфирий, что] вид есть часть другого, целое же - для других.Итак, относительно рода и вида сказано и что такое наивысший род: а именнотот, которому не предшествует ни один другой род; и что такое последнийвид: тот, которому не подчинен ни один вид; и что такое роды и видыодновременно или взаимно подчиненные: им предшествует что-либо высшее иподчинено что-либо низшее; и что такое индивиды: это те, чьи собственныесвойства не подходят ничему другому; и сколько значений имеют слова "род" и"вид".
А именно: род может обозначать множество или начало рождения, илипричастность субстанции; вид же -[внешний] облик или подчиненность роду.
Обо всем этом сказано достаточно. Покончив с этими вопросами, я завершаютретий раздел (volu-men), с тем чтобы четвертую книгу посвятитьотличительному признаку.КНИГА ЧЕТВЕРТАЯПриступая к рассуждению об отличительном признаке, нам не придется решатьвопрос о порядке изложения, как это было при исследовании рода и вида. Втот раз нам пришлось выяснять, почему род предшествует всем остальным[сказуемым] и почему именно о нем следует говорить в первую очередь, атакже почему сразу вслед за родом нужно поместить вид.
Но теперь говорить отом, почему вслед за видом мы принялись сразу за отличительный признак,было бы излишне: ведь немногим раньше нам пришлось даже колебаться, неследут ли поставить его прежде вида. Ну а если нас удивляло, что видотносится вперед отличительного признака, несмотря на то, что отличительныйпризнак и содержательнее, и по объему шире, чем вид, то кто же станетудивляться, если мы теперь поставим этот признак в порядке изложенираньше, чем собственный и привходящий признаки?
Ведь собственный признак,как будет показано выше, принадлежит всегда одному виду; привходящий жепризнак обозначает некую внешнюю природу и вовсе не сказывается осубстанции; а отличительный признак сказывается, с одной стороны, о многихвидах, с другой же - именно о субстанции.
Однако, довольно об этом, пораперейти к словам самого Порфирия."Об отличии (differentia) говорят вообще (commuruter), в собственном смысле(proprie) слова и в самом собственном смысле (magis proprie). Вообще, чтоодно отличается от другого, говорят тогда, когда что-либо отличается отсамого себя или от другого за счет какой-либо инаковости (altentas).
Так,Сократ отличается от Платона; и от самого себя в бытность свою мальчиком онотличался, возмужав; и, отдыхая, отличается от себя, занятого делом; ивсегда, в каком бы состоянии он ни находился, в нем можно наблюдатьинаковость [по сравнению с чем-нибудь]. В собственном смысле, что одноотличается от другого, говорят, когда одно отличается от другого за счетнеотделимого привходящего признака.
Неотделимый привходящий признак - это,например, курносость, голубой цвет глаз или оставшийся от раны шрам. Всамом же собственном смысле говорится что одно отличается от другого,тогда, когда их отличает видообразующее отличие (specifica differentia):так человек отличается от лошади видообразующим отличием - качествомразумности".
Выше мы уже говорили о том, что одно может отличаться от другого тремспособами: родом, видом и числом, причем одна вещь отличается от другойлибо субстанциальными отличиями, либо акцидентальными. В самом деле, тевещи, что отличаются друг от друга родом или видом, разделенысубстанциальными отличиями: ведь роды и виды образуются именно с помощьюсубстанциальных отличий.
Так, отличие в роде между человеком и деревомпроизводится качеством способности к ощущению. Ибо именно это качество,будучи прибавлено к "одушевленному", дает "животное", а будучи отнято, дает"одушевленное, неспособное к ощущению", т.е. именно то, что представляютсобой растения. Следовательно, человек и дерево различаются по роду, таккак не могут быть вместе отнесены к роду "животного": они разделеныотличительным признаком "способности к ощущению", который образует рододного из них - человека.
Сборник древних карт
На этих древних картах изображены материки, которые откроют только спустя столетия!!! Они не должны существовать, но они есть.. ...
Тайны Мачу Пикчу
Исследования, проведённые учёными в XX в., выявили, что народы Перу, до завоевания их испанцами обладали большими знаниями в области культуры ...
Телепатия: исследования
Систематическое изучение телепатии началось в 1882 г. в Великобритании. Исследователи подошли к делу со всей серьезностью. В группу по изучению ...
Загадки аномальных мест
«Гора мертвецов» - так переводится с языка манси Холат Сяхыл - название высоты №1079 на Северном Урале. Время от времени она подтверждает свое право ...