Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал)
По легенде монах, чтобы написать книгу за одну ночь, заключил сделку с дьяволом в обмен на свою душу и изображение дьявола на одной из страниц книги (на 290 стр) ...
Так вот,что касается сущего, которое сказывается обо всех категориях: посколькуневозможно найти такого определения сущего, которое подошло бы
ко всемдесяти категориям, постольку оно сказывается о категориях не однозначно,как род, но двусмысленно, как многозначное слово.В том, что сущее не может быть родом десяти категорий, можно убедиться и спомощью такого рассуждения. Два рода одной и той же вещи не могутсуществовать иначе, как один в подчинении у другого.
Например, и животное,и одушевленное [существо] - это род человека; при этом животное подчиненоодушевленному как вид. Но если два [рода] настолько равны между собой, чтоникогда не подчиняются друг другу, они ни в коем случае не могут бытьродами одного вида. Так вот, что касается "сущего" и "единого" (unum), тони одно из них не подчинено другому: ведь мы не можем назвать "сущее" родом"единого", ни "единое" - родом того, что мы зовем "сущим".
Ибо то, что мызовем сущим - едино, и то, что мы называем единым - существует; но род ивид никогда не бывают взаимно обратимы. Следовательно, если "сущее"сказывается обо всех категориях, то сказывается и "единое". В самом деле,субстанция есть [нечто] единое, и качество есть [нечто] единое, иколичество есть единое, и точно так же все остальные категории.
Допустим,что "сущее" будет общим родом для категорий, поскольку оно обо всех нихсказывается; тогда и "единое", поскольку сказывается обо всех, будет длвсех родом; но ни "единое", ни "сущее", как мы показали, не может бытьпредставлено выше другого; следовательно, отдельные категории имеют дваобщих рода, равных друг другу; но такого быть не может.
Так-то вот обстоят дела, и Порфирий выразил все это, говоря, что в отличиеот семейных родословных, все существующие вещи не могут быть сведены кодному началу, что не может быть у всех вещей один общий род, но что надними стоят, по утверждению Аристотеля, десять первых родов в качестведесяти первых начал: так написано в "Категориях".
И пусть никто непытается, продолжает Порфирий, проникнуть дальше и найти еще более высокийрод; давайте лучше уступим авторитету Аристотеля и поверим, что эти десятьродов не подчинены никакому другому роду. Если кто-нибудь назовет их"сущими", он даст им двусмысленное, а не однозначное имя, ибо невозможнобудет дать им одно общее определение, которое соответствовало бы этомуобщему имени; а это значит, что имя сказывается неоднозначно.
Если бы общееимя сказывалось обо всех [категориях] однозначно, оно было бы для них общимродом; но если бы оно было родом, то родовое определение подходило бы и ковсем видам; поскольку же этого не происходит, постольку "сущее" являетсдля них общим названием только как словесное обозначение, но не как понятие(ratio) субстанции.
"Таким образом, наивысших родов - десять, а наинизших видов - какое-то[неизвестное], хотя и не бесконечное, число. Индивидов же, которыенаходятся после наинизших видов - бесконечно много; именно поэтому Платонсоветовал, спускаясь от наивысших родов к низшим видам, здесь иостановиться. Он рекомендует спускаться через промежуточные [роды]; деля ихс помощью видообразующих отличий, а бесконечных [по числу индивидов] некасаться вовсе, поскольку о них не может быть никакого научного знания".
Так как, во-первых, нельзя знать природы вида, не зная, как делится род, итак как, во-вторых, о бесконечном невозможно вообще никакое знание, ибо ниодин разум не может охватить бесконечное, по этим причинам Порфирийсовершенно справедливо переходит в первую очередь к обсуждению вопроса околичестве родов, видов и индивидов.
Число наивысших родов, говоритПорфирий, известно, ведь Аристотель открыл десять категорий, которыепредпосланы всем существующим вещам в качестве родов.
Майя. Кто они?
Индейцы майя – одно из самых загадочных племен обеих Америк. Собственно, «племя» не совсем подходящее для них определение. Майя – это уже настоящая ...
Летающее существо Пидана
Выходец из Хабаровска Дмитрий Никонов вместе со своим другом отправился в плавание по речке Бикин, которая впадает в Уссури. И как-то глубокой.. ...
Телепатия: факты и эксперименты
Телепатия - наиболее распространенное явлений. Оно неоднократно испытывалось почти каждым. Особенно яркий пример - телепатическая связь между ...
Чудо-счетчики
Ни одна из возможностей нашего мозга не кажется столь удивительной, как загадка чудо-счетчиков. В зрительном зале погас свет... ...
Школа, где нет выпускников
Но вернемся снова к М. Булгакову. Помните слова Мастера? «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке.. ...