"Но как в отношении названных здесь и предлежащих нам [предметов] провелиболее или менее вероятный (probabiliter) разбор древние и особенноперипатетики,
это я тебе постараюсь теперь показать".Опустив те вопросы, которые он назвал более возвышенными, Порфирий избираетболее простой и традиционный способ изложения, подобающий вводномусочинению. Но чтобы такое упущение не было поставлено ему в вину, онобъясняет, каким именно образом собирается трактовать предлежащие ему[предметы], и объявляет заранее, на чьем авторитете будет основано этосочинение.
Обещая придерживаться простоты изложения и избегать темноты и трудностей,он как бы предлагает душе читателя успокоиться и в безмолвии наблюдатькартины, которые он, [Порфирий], будет рисовать. Опирается же он наавторитет перипатетиков.
Кроме того, он говорит, что "в отношении названныхздесь", - то есть родов и видов, к которым относились прежде упомянутые имвопросы, - "и предлежащих", - то есть об отличительных, собственных ипривходящих признаках, - он собирается рассуждать "более или менеевероятным способом", то есть правдоподобно (verisimiliter).КНИГА ВТОРАЯВ начале всякого изложения часто возникает вопрос, почему в общем порядкерасположения [тем] что-то одно помещается впереди остальных.
Так и сейчасможно задуматься, почему Порфирий поставил род впереди вида, отличия,собственного и привходящего признаков? Почему о роде пишет он в первуюочередь? Ответим: на наш взгляд, это совершенно справедливо. Ибо все, чтоуниверсально, включает в себя все прочее, но само никуда не включается.Значит, оно достойнее и важнее, и по природе первоначально: ведь оносодержит других, а само, по природной своей огромности, не может бытьохвачено другими.
Так обстоит дело и с родом: в нем находятся и виды, и ихотличительные признаки и их собственные, не говоря уже о привходящих.Потому и начинать нужно было именно с рода, который охватывает и содержитвсе прочее, будучи по природе вместительным и великим.
Кроме того, первичным (priora) всегда следует считать то, при устранениичего погибает и все остальное; вторичным же - при полагании чего возникаеткак следствие то, что составляет субстанцию всего остального; именно такобстоит дело с родом и прочими. Ибо стоит нам устранить, допустим,"животное" (animal) - род "человека", тотчас же перестанет существовать ивид его - "человек", и отличительный признак этого вида - "разумный", исобственный его признак - "способный смеяться", и привходящий - "сведущий вграмматике", так что уничтожение рода повлечет за собой исчезновение всегоостального.
Жизнь после смерти
Во все времена и во всех культурах люди догадывались о бессмертии души. Эта точка зрения настолько сильна, что успешно сопротивляется и доводам скептиков, и аргументам ученых, доказывающих обратное ...
Школа, где нет выпускников
Но вернемся снова к М. Булгакову. Помните слова Мастера? «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке.. ...
Измерение излучения по ионизации
Некоторые из наиболее широко используемых методов обнаружения и измерения а- и р-частиц, а также. . ...
Водолазные скафандры и акваланги
Более чем две трети нашей планеты покрыто морями и океанами; и только одну треть составляет суша. Необозримые водные просторы давно ...