Загадочные рисунки на камнях Ики
В 150 километрах от пустыни Наска находится город Ика, где уже на протяжении нескольких десятилетий находят черные древние камни с загадочными рисунками ...
Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал)
По легенде монах, чтобы написать книгу за одну ночь, заключил сделку с дьяволом в обмен на свою душу и изображение дьявола на одной из страниц книги (на 290 стр) ...
Тот же самый Аристотель тщательнейшим образом исследует и разыскиваетсобственные признаки каждой категории, как, например, собственным признакомсубстанции
он объявляет после долгих размышлений способность принимать всебя одновременно множество противоположностей, собственным признакомколичества - то, что только количество может быть названо равным илинеравным, а качества - что благодаря ему мы признаем одну вещь подобной илинеподобной другой вещи.
То же самое и в остальных случаях: так, онисследует собственные признаки противоположности то в отношениипротивопоставления, то лишенности и обладания, то утверждения и отрицания;все это он излагает так, будто имеет дело с читателем искушенным и знающим,какова природа собственного признака, - в противном случае бесполезно ибраться за книгу, где рассуждается о подобных вещах.
Мы уже показали с полной очевидностью, что привходящий признак, илиакциденция, играет важнейшую роль в [учении о] категориях: ведь девятькатегорий носят его имя. Всего сказанного, пожалуй, достаточно, чтобыпоказать, как велика польза от книги Порфирия для [понимания] категорий.Что же до его утверждения, что "и для установления определений" [полезнаего книга], то в этом легко убедиться, если с самого начала ввестиразделение смыслов (rationes) слова "субстанция": один смысл "субстанции"дается в описании, другой - в определении; то, что дается в описании,содержит в себе некую совокупность собственных признаков той вещи,субстанцию которой оно выражает; но при этом оно не только составляет образвещи из ее собственных признаков, а и само становится таким признаком и,следовательно, непременно должно войти в состав определения, каксобственный признак.
Если же кто захочет выразить смысл количества искажет, к примеру: "Количество есть то, благодаря чему [что-либо]называется равным или неравным", - он включит собственный признакколичества в понятие (ratio) количества, а с другой стороны, само этопонятие в целом будет собственным признаком количества.
Таким образом,описание и вбирает в себя собственные признаки, и само становитссобственным признаком.
А определение собственных признаков не вбирает, носамо тоже становится таким признаком. Ибо тот, кто показывает субстанцию[вещи посредством определения], соединяет ее род с ее отличительнымипризнаками и, сведя воедино все признаки, общие у нее со многими другими[вещами], приравнивает ее к какому-либо одному виду.
Следовательно, длописания необходимо знание собственного признака, так как в описание входятисключительно собственные свойства вещи, и само оно становится собственнымпризнаком, так же как и определение. Для определения же нужен прежде всегород, затем - вид, подходящий к этому роду, и наконец - отличительныепризнаки, которые, будучи соединены с родом, дают определение вида.
А если кому-нибудь наше изложение покажется более сжатым и конспективным,чем того требует жанр комментария, пусть он вспомнит, о чем мы говорили впервом издании: мы умышленно издали этот комментарий отдельно, ибо первогоиздания вполне достаточно для простого понимания книги Порфирия. Но длболее глубокого ее осмысления -для тех, чьи знания уже довольно прочны,кому не нужно объяснять каждый отдельный термин, - написано это второеиздание.
Что же касается умения производить деление (divisio), то для этого книгаПорфирия просто необходима: без знания тех вещей, о которых серьезнейшимобразом рассуждает здесь Порфирий, мы будет производить деление (partitio)скорее случайно, нежели разумно. Это станет очевидно, если мы попытаемсразделить само деление то есть само слово "деление" разложить сообразно темвещам, которые оно обозначает.
Бывает, во-первых, деление рода на виды,например, цвет может быть белый, или черный, или промежуточный. Во-вторых,деление - это когда мы разъясняем многозначное слово и указываем, сколькопредметов могут быть этим словом обозначены, как если кто-нибудь скажет,например: "Слово "пес" многозначно; оно обозначает и лающее четвероногое, инебесное созвездие, и морского зверя", - [предметы], имеющие различныеопределения.
Мы говорим о делении и тогда, когда раскладываем целое на егособственные части, например, если мы скажем, что у дома есть фундамент,стены и крыша.
Зона молчания - море Тетис
Зона молчания (Зона тишины, «Море Тетис») — аномальная зона в пустыне, загадочная территория на границе штатов Дуранго, Чиуауа ...
Жизнь после смерти
Во все времена и во всех культурах люди догадывались о бессмертии души. Эта точка зрения настолько сильна, что успешно сопротивляется и доводам скептиков, и аргументам ученых, доказывающих обратное ...