Уже Аристотель разыскивал собственные признаки отдельныхкатегорий; но кто же может догадаться, что имеет дело с собственнымпризнаком, а не с
чем-нибудь другим, пока не выучит, что такое собственныйпризнак вообще? Знание собственного признака важно не только в тех случаях,когда он прилагается к предметам, обозначаемым единичными именами как,например, "способное смеяться" - к "человеку"; он может входить в составтех высказываний, что употребляются вместо определения.
Ибо всякийсобственный признак каким-то образом заключает соответствующий ему предметв границы описания, о чем я скажу подробнее в своем месте.Ну, а насколько важно знание привходящего признака (accidens), не стоит иговорить. Кто усомнится в этом, когда увидит, что из десяти категорийдевять имеют природу акциденций?
Но каким образом мы узнаем об этом,пребывая в полном невежестве относительно того, что такое вообщепривходящий признак? Кроме того, мы не сможем изучить ни отличительных, нисобственных признаков пока не рассмотрим хорошенько и не запомнимкрепко-накрепко, что такое акциденция; случается ведь по незнанию поставитьпризнак привходящий на место отличительного или собственного, чтосовершенно недопустимо, как показывают, например, определения: они ведьсоставляются из отличительных признаков и становятся собственным признакомдля каждого предмета, но акциденций они не допускают.
Итак, Аристотель собрал десять родов вещей, которые разделялись наизвестное число отличных друг от друга видов; но эти виды никогда неотличались бы друг от друга, если бы их не разделяли отличительныепризнаки.
Далее, он разделил все роды на субстанцию и акциденцию, а этупоследнюю - на другие [девять] категорий; он исследовал собственныепризнаки отдельных категорий - обо всем этом написано в его "Категориях".Но что такое род и вид, что такое отличительный признак и та самаакциденция, о которой он говорит, или собственный признак, -все это онопустил как заранее известное.И вот для того, чтобы читатель, приступающий к "Категориям" Аристотеля, неоставался в неведении относительно того, что обозначает каждое из пятивышеперечисленных слов, Порфирий написал о них книгу; если прочесть этукнигу и внимательно рассмотреть, что означает каждое из пяти [понятий],которые в ней объясняются, легче будет изучить и осмыслить то, чтопреподносит Аристотель.
Такова цель книги Порфирия, и на эту цель указывает ее заглавие: Введение вКатегории Аристотеля.
Но польза, которую может она принести, неограничивается достижением главной цели: она весьма многообразна. Наиболееважные из полезных свойств своей книги называет сам Порфирий в ее начале,говоря так:"Так как, Хрисаорий, необходимо (sit necessanum) знать, и, в частности, длтого, чтобы научиться аристотелевским категориям, что такое род и что -отличительный признак, что - вид, что - собственный признак и что - признакпривходящий, и так как рассмотрение всех этих вещей полезно и длустановления определений и вообще в связи с вопросами деления идоказательства, я посредством сжатого очерка попытаюсь представить тебе вкратких словах, как бы в качестве введения, что на этот счет говорилидревние, избегая чересчур глубоких вопросов, а более простые разрешая болееили менее предположительно".
Ольмеки - неизвестная цивилизация
Около трех тысячелетий назад на берегу залива возникла индейкая культура, получившая название ольмекской. Назвали их так по имени ольмеков ...
Крокодиловы слезы
Ласковое теплое море лениво катит к берегу свои волны. Среди подступивших к самой воде поросших лесом скал весь день пасутся олени. Они спускаются сюда, чтобы в густой.. ...
Легендарный Вавилон
Довольно долгое время ученые считали предание о Вавилонской башне лишь символической легендой о человеческой заносчивости ...
Жизнь после смерти
Во все времена и во всех культурах люди догадывались о бессмертии души. Эта точка зрения настолько сильна, что успешно сопротивляется и доводам скептиков, и аргументам ученых, доказывающих обратное ...
Древний город Ур Халдейский
Человеку, побывавшему сегодня в той части Ирака, которая, словно руки, с двух сторон обнимает Тигр и Евфрат, трудно поверить, что 5— 6 тысячелетий ...