Но здесь мы сталкиваемся с удивительной особенностью гносеологии этого рационалиста. Всячески подчеркивая в полемике с сенсуализмом глубокие
отличия интеллекта (разума) от чувственности и рассудка, он, однако, решительно утверждает, что между ними существует теснейшая, неразрывная связь. Для обозначений разума в «Истинной системе» используются кроме термина l'entendement еще два выражения: 1'intellecte и les sens de concert et d'accord (что можно перевести: чувства согласованности и гармонии).
Все три выражения употребляются в совершенно тождественном смысле. Поражает, что мыслитель, подчеркивающий противоположность между ощущениями, «чувствами» (les sens) и разумом, объявляет: сам разум есть чувства (les sens), хотя и гармонизированныеДело здесь в том, что неоднократно повторяемое Де-шаном заявление о недопустимости общих заключений, выводимых из частных посылок, не только и не столько выражает естественное для рационалиста принижение значения индукции по сравнению с дедукцией, сколько подчеркивает излюбленную мысль Дешана о том, что целое, общность обладает такими характеристиками, какими части этого целого не обладают.
Примененное к разуму, это положение означает: показания органов чувств порознь - это ощущения и рассудок, способные сообщить лишь об отдельных явлениях, дающие знание поверхностное, недостоверное, «физическое».
Но «чувства согласованности и гармонии» - взаимно согласованные показания наших органов чувств, образующие организованную систему, - представляют нечто такое, чего в отдельных ощущениях и в рассудке нет, «чувства согласованности и гармонии» - это разум, дающий достоверное «метафизическое» знание.
«Разум не существует без чувств, но отдельные чувства... отнюдь не образуют разума. Разум есть их единство и гармония. Поэтому заключать из того, что дают чувства, каждое в отдельности, о том, что они дают все вместе, - это значит делать вывод об общем на основании частного. Этот вывод тем более абсурден, что частности, на основании которых делается это заключение, обладают совершенно иной природой, нежели общее, о котором это заключение делается» («Доб.
», IV).Гармонизированные ощущения сообщают о том, о чем эти же ощущения порознь ничего не сообщают. Когда же свидетельство гармонизированных ощущений и ощущения, взятые порознь, касаются одного и того же вопроса, между ними обнаруживаются серьезные разногласия.
Сообщения отдельных чувств «постоянно опровергаются чувствами, когда они свидетельствуют все вместе, когда звучит лишь их общий голос» (прим. к «Тезису 1»). Наиболее известные представители французского Просвещения, будучи на деле наследниками и продолжателями величайших умов предшествующего столетия - Декарта, Спинозы, Лейбница, создававших стройные философские системы, решительно подчеркивали свое отрицательное отношение к умозрительным построениям, дедуцируемым из отвлеченных «первых начал».
«Достаточно лишь прочесть метафизические романы Лейбница, Декарта, Мальбранша, Кэдворта и т.д.», писал Гольбах, чтобы обнаружить там лишь «остроумные химеры, известные под названием систем» [11].
Протон, Антипротон и Позитрон
После открытия отрицательно заряженного электрона естественно было попытаться найти соответствующую частицу, несущую положительный заряд ...
Живое электричество Немного истории
В век гигантских электростанций на планете, покрытой густой паутиной линий высоковольтных передач, как то совсем забыли, что электричество.. ...