Святая Тереза из Авилы
Свидетельства самой Терезы о своих способностях из ее дневника. Свидетельства очевидцев феномена Терезы из Авилы ...
Жизнь после смерти
Во все времена и во всех культурах люди догадывались о бессмертии души. Эта точка зрения настолько сильна, что успешно сопротивляется и доводам скептиков, и аргументам ученых, доказывающих обратное ...
22.... когда зрение проходит. -- Хопкинс отмечает, что в этой главе Ансельмприводит примеры с точки зрения, согласно которой зрение есть истечение
изглаза особого светового луча, встречающегося с лучом "внешнего" света.Интересно заметить, что это истекающее "зрение" у Ансельма обладает вкакой-то степени измеримыми физическими свойствами (определеннойинтенсивностью "чувствительности" к цвету).
23. ... через кристалл. -- Транслитерация. "Crystallus" может значитькристаллообразный лед, горный хрусталь.24. ... еще не насыщена первым цветом. -- Перевод всего абзаца (184; 14-21)интерпретирующий и не дословный. Но смысл этого примера вряд ли допускаетдва толкования.25. ... показать это (ostendere). -- Глагол "ostendere" реже всего имеет уАнсельма смысл, близкий к нашему "остенсивному определению".
Чаще всего, онзначит "понятно объяснить" (как здесь) или "пояснить на примере", обычнокакое-то правило, которое уже было сформулировано.26. ... что нечто могло бы быть другим, чем то, что оно есть в ней? --Хопкинс: "Показав, что истина есть в предложениях, мыслях, воле, действияхи чувствах, Ансельм утверждает, что она есть в природе (сущности) всехвещей.
.. В гл. IV "Монологиона" (17; 1, далее) он отождествляет "сущность"и "природу" ("essentia" и "natura"). (Хопкинс, Ричардсон, 1967, с. 23).27.... недолжным, поскольку это относится к тому, чьей неправедной (iniqua)волей затевается. -- Два смысла "должного": 1) "должное" с точки зренитеодицеи, для человека "этически нейтральное"; что бы он ни сделал -- все вэтом смысле хорошо и должно, поскольку Бог этому не воспрепятствовал; 2)"должное" с точки зрения моральной свободы; в этом смысле хорошо и должнотолько этически правильное.
Хопкинс отмечает параллелизм в структуреанализа Ансельмом истинности предложения и истинности как характеристикиволи.28. ... например, возьмем "побитие". -- Перевод примера интерпретативный идовольной условный. Объектом анализа является вновь паронимическоеотношение.
Ансельм пытается компенсировать недостаточность обычногословоупотребления, сливающего различные значения в одинаковой внешней формевыражений и на основе формулировки наблюдений над "онтологией" латинскогословообразования показывает, как разные значения "должного" и "недолжного"могут реализовываться в одинаковых по виду языковых выражениях.29.
...Такой же оборот речи есть для "возможности" и "невозможности"(potentia et impotentia). -- Перевод условный, вообще-то: "сила" и"бессилие" ("мощь" и "немощь"(, но здесь желательно было сохранить связь ис нейтральной (теоретической "возможностью". Ср7: "Прослогион", гл. VII.105; 9, далее.30....ибо и само то, что нечто существует, "говорит", что оно должносуществовать.
-- "Существовать" здесь также в широком значении "иметьместо". "Должно" здесь, скорее, в этически нейтральном смысле, при которомсмысл этический остается в качестве проблемы. Может быть, речь идет здесь отом, что "истина показывает себя"?31. ...в моем "Монологионе". -- См. выше, гл. I. В нижеследующемразъяснении доказательства "Монологиона" Ансельм акцентирует аналитическуюприроду суждений, не останавливаясь специально на паронимии (ср.
нашепримеч. 36 к "Монологиону").32. ...можно показать. -- Непонятно, имеет ли в виду Ансельм какой-топример доказательства о математических линиях; скорее всего, нет. Вероятно,он основывается здесь на общих соображениях аналогии, которые играют важнуюроль в трактате.33. ...в подлежащем (in subiecto). -- См. примеч. 24 к диалогу "Ограмотном".
34....что справедливость (iustitia). -- "Справедливостью" и "праведностью"мы переводим один и тот же термин "iustitia", имея в виду при этом одно ито же понятие и применяя разные слова из соображений уместности поотношению к контексту. "Праведность", на наш взгляд, имеет больше отношеник похвальности, а "справедливость" -- к существенному содержанию моральныхнорм (к соразмерности воздаяния).
Можно сказать, что "праведность" есть"справедливость" по отношению к Богу. http://filosof.historic.ru/
Еще раз о здравом смысле
У прочитавших эти рекомендации наверняка возникнет и такой вопрос: что же получается? Предположим, человек сломал ногу, а Луна оказалась.. ...
Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал)
По легенде монах, чтобы написать книгу за одну ночь, заключил сделку с дьяволом в обмен на свою душу и изображение дьявола на одной из страниц книги (на 290 стр) ...
Летающее существо Пидана
100 лет назад по поручению Русского географического общества совершил третью крупную экспедицию по исследованию Дальнего Востока Владимир Арсеньев ...
Летающее существо Пидана
100 лет назад по поручению Русского географического общества совершил третью крупную экспедицию по исследованию Дальнего Востока Владимир Арсеньев ...
Жизнь после смерти
Во все времена и во всех культурах люди догадывались о бессмертии души. Эта точка зрения настолько сильна, что успешно сопротивляется и доводам скептиков, и аргументам ученых, доказывающих обратное ...