(Что) всякоедействие обозначает или истинное, или ложное Но вернемся к истинеобозначения, с которой начал я для того, чтобы привести тебя от
болеезнакомого к менее знакомому. Ведь все говорят об истине обозначения, истинуже, которая в сущности вещей (in rerum essentia), рассматривают немногие.Ученик. На пользу было мне то, что ты в таком порядке вел меня. Учитель.Посмотрим же, сколь широко простирается истина обозначения.
Ибо не только втом, что мы обычно называем знаками, но и во всем остальном, что мыговорим, есть обозначение истинное или ложное. Так как ведь не должно бытьсделано кем-нибудь, кроме того, что он должен сделать, то само его действиеесть (как бы) высказывающая речь и обозначение того, что он должен этоделать; и если впрямь должно делать то, что он делает, он (своим действием)говорит истину, если же не должно -- лжет.
Ученик. Хотя, мне кажется,понимаю, однако, так как я, до сих пор, не слышал (ничего подобного),покажи мне для ясности на примере, о чем ты говоришь. Учитель. Если бы тыбыл в месте, где знал бы, что есть целебные травы и смертоносные, но неумел бы их различить, и был бы там некто, в чьем умении различать их ты быне сомневался бы, и он тебе на вопрос, какие целебны, а какие смертоносны(на словах) сказал бы, что целебные одни, а сам ел бы другие, то чему тыбольше поверил бы --слову или делу его?
Ученик. Не столько поверил быслову, сколько делу. Учитель. Значит, он больше сказал бы тебе о том, какиецелебные, делом, чем словом? Ученик. Да. Учитель. Так, значит, если бы тыне знал, что не должно обманывать, и тебя кто-то обманывал бы, даже если быон сам тебе говорил, что не должно обманывать, то больше он сказал бы тебеделом, что должно обманывать, чем словом, что не должно.
Подобным образом,когда некто думает или хочет чего-нибудь, а ты не знаешь, должно ли этогохотеть или об этом думать, пока видишь только желание или мысль, то онсамим делом обозначает, что этого должно хотеть или об этом думать.
И еслиэто должно, он "говорит истину", если же нет -- "лжет". Также всуществовании (existentia) вещей есть подобным образом истинное или должноеобозначение; ибо и само то, что нечто существует, "говорит", что оно должносуществовать" 30. Ученик. Теперь вижу ясно то, чего раньше не замечал.Учитель. Направимся же к тому, что осталось. Ученик. Ты иди первым, абуду следовать за тобой.
Шумеры. Начало истории
Цивилизация шумеров - одна из самых загадочных древних цивилизаций о которой известно совсем немногое. Но то, что о ней знаем, просто поражает ...
Загадка племени Гуанчи
«...Сегодня запах берега настиг его очень рано, он понял, что слышит его во сне, и продолжал спать чтобы увидеть ...
Звездные величины
Поскольку глаза служат первым инструментом при измерениях, мы должны знать простые правила, которым.. ...
Библиотека из Наг-Хаммади (Перевод)
Рукописи, содержащие в основном тексты гностического христианства, обнаруженные в 1945 году в Египте ...