Опубликовано: 1 Января 2002 |
Мне хочется разговор об уме, о складе ума начать издалека, чтобы и шире и более разносторонне очертить границы темы...
Мне хочется разговор об уме, о складе ума начать издалека, чтобы и шире и более разносторонне очертить границы темы.
Обратимся к произведению известного советского писателя Даниила Гранина — автора замечательных романов о людях науки, о сложных путях творчества. Произведение, которое нас интересует, называется «Священный дар». Его жанр определить трудно: то ли это очерк, то ли эссе, то ли рассказ.
Скорее всего, все вместе — лирическое раздумье, мысли вслух о гениальности.
Гранин берет пушкинского «Моцарта и Сальери» и анализирует столкновение творческого начала героев.
«Из всей галереи гениев человечества — ученых, поэтов, художников, мыслителей — Пушкин выбрал именно Моцарта. Выбор, поразительный своей безошибочностью... «Моцартианство»—ныне привычное определение гения, творящего легко и вдохновенно, обозначение «божественного дара», «вдохновения свыше». Гений Моцарта исключителен — он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилий изливается абсолютным совершенством».
Но можно ли стать гением?— вот что интересует Гранина.
«Стать, достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? Сальери считал, что — да, может». Сальери верил, верил во всепобеждающее могущество человеческой воли, цели, науки.
Он родился «с любовию к искусству». Но в нем не было того, что за-стаиляет безотчетно, с детства, творить, сочинять. И любовь к искусству, и творчество у Сальери — не способ самовыражения, осуществления себя, для него это, скорее, выбор пути, профессии, цель.
|
| |
нажмите на изображения для увеличения |
| | |
|