1 Гаруда сказал: "Что из себя представляет путь страданий в Царстве Ямы?Поведай мне, о Кешава, каким путем идет туда грешник." 3. "Наэтом пути
нет тени деревьев, где человек мог бы отдохнуть, и невстречается ничего, что могло бы служить пищей и поддержать жизнь. 4. Нигде не видно воды, чтобы напиться страдающему от жажды. Двенадцать солнц нестерпимо жарки, о Птица, как в конце пралайи*.
*конец мира 5. Так влачится грешная душа, пронизываемая холодными ветрами, в одном месте ее колют тернии, в другом жалят злобные змеи. 6. В одном месте грешника кусают свирепые львы, тигры и собаки, в другом – жалят скорпионы, в третьем – жжет огонь. 7-8. В одном месте встречается ужасный лес, в две тысячи йоджан длиной и шириной. Он кишит пчелами, москитами, воронами, совами, ястребами, стервятниками, в нем повсюду лесные пожары; листья на его деревьях острые, как мечи и они царапают и колют грешника.
9.В одном месте он проваливается в скрытый колодец, в другом падает свысокой горы, в третьем ступает по лезвиям бритв и кончикам копий. 10.В одном месте он спотыкается в кромешной тьме и падает в воду, в другом– в грязь, кишащую пиявками, в третьем – в горячую слизь.
11.В одном месте встречается равнина горячего песка из раскаленной меди, вдругом – гора горячей золы, в третьем – огромное облако дыма. 12-13.В некоторых местах на него обрушиваются потоки угля, камнепады, ударымолний, дождь из горячей воды, крови, оружия и потоки едкой грязи. В одних местах на пути – глубокие ущелья, в других – холмы и долины, которые надо преодолеть. 14. В одном месте – темнота, как смола, в другом – труднопроходимые скалы, в третьем – озера гноя, крови и испражнений.
15-17.На середине пути течет до крайности ужасающая река Вайтарани, видкоторой вызывает чувство страдания, при одном упоминании о нейохватывает страх. Она протекает на сотню йоджан – непроходимый поток гноя и крови, с кучами костей на берегах, с грязью из плоти и крови. Черезнее нет брода, берега заболочены, она непроходима для грешника, таккак полна крокодилов и переполнена сотнями внушающих ужас птиц.
18-20. Когда река видит, что приближается грешник, то она изрыгает пламя и дым, кипит, как масло на сковородке, о Таркшйа! Онапокрыта по всей поверхности мириадами жалящих насекомых, кишитогромными стервятниками и воронами с железными клювами, наполненаморскими свиньями, крокодилами, пиявками, рыбами, черепахами и другимиплотоядными морскими животными.
21. Очень грешные люди, упавшие в поток, вопиют: "О брат, о сын, о отче!" – причитая снова и снова. 22-23. Часто грешник, жаждущий воды и голодный, пьет кровь. Эта река, полная крови и пены, ужасает. Течет она с сильным грохотом, в нее страшно заглянуть и от одного взгляда на это грешник падает в обморок.
24. Вся ее поверхность покрыта скорпионами и черными змеями; для тех, кто упадет в нее, нет никакого спасения. 25. Сотни тысяч водоворотов увлекают грешника ко дну, где он остается некоторое время и затем снова всплывает наверх. 26.О Птица, эта река была создана для того, чтобы грешник свалился в нее.Ее трудно перейти, она источник огромных несчастий, которые невозможнопредставить.
27. Так идет путем Ямы грешник, плача и стеная, подавленный сильным горем и испытывающий многочисленные страдания. 28. С петлей на шее, а некоторые – влекомые крюками, подталкиваемые в спину острым оружием, продолжают грешники свой путь. 29.Других тащат на петле, продетой через нос или уши; некоторыхперетянутых веревками до полусмерти, тащат по дороге, а вороны долбятих своими клювами.
30-32. На шее, руках, ногах и спинах некоторых грешников множество тяжелых железных цепей. А ужасные посланники Ямы бьют их молотками; кровь извергается изо рта грешника, но он вынужден снова проглатывать ее. Оплакиваясвою карму, эти вконец измученные существа, испытавшие крайнюю степеньвсевозможных несчастий, продолжают путь к царству Ямы. 33-34.И, влачась этим путем, глупец непрестанно стенает: "О!
О!", взывая ксыну и внуку и раскаиваясь: "Огромным, достойным награды усилием, былаобретена жизнь в человеческом теле. Но получив его, я не выполнял свойдолг. О, что же я наделал!. 35. Я не жертвовал дары, не делалприношений огню, не налагал на себя епитимью, не поклонялся Богу, несовершал служение в местах паломничества, как предписано. О, обитающийв теле, получай возмездие за содеянное!
36. Я должным образомне выражал почтения брахманам, не посещал священную реку Гангу, неслужил праведным, ни разу не совершил ни одного благотворительногопоступка. О, обитающий в теле, получай возмездие за содеянное! 37.Увы, я не выкапывал водоемов в безводных местах; а благо человека,животных или птиц, не сделал даже самой малости для поддержки коров ибрахманов.
О, обитающий в теле, получай возмездие за содеянное! 38.Я не раздавал ежедневно даров и не давал каждый день пищу корове, я неотносился должным образом к указаниям Вед и Шастр, не слушал Пураны, непоклонялся мудрецам. О, обитающий в теле, получай возмездие засодеянное! 39. Я не следовала добрым советам своего мужа, я нехранила верность мужу, я не платила должным уважением достойнымпредкам.
О, обитающий в теле, получай возмездие за содеянное 41.Я не изнуряла себя постами каждый месяц по лунному календарю, несоблюдала предписанных ритуалов. Из-за своих неблагочестивых поступковв моих предшествующих жизнях, я получила женское тело, которое являетсяисточником великих несчастий". 42. Так, горько сокрушаясьмножество раз, вспоминая свое прошлое воплощение, стеная: "Как я дошелдо такого состояния ?
" – идет он дальше. 4 3. В течениесемнадцати дней двигается он со скоростью ветра. На восемнадцатый день,о Таркшйа, умерший достигает города Саумйа. 44. Огромноескопище умерших обитает в этом прекрасном и совершенном городе. В немпротекает река Пушпабхадра, и там можно увидеть восхитительнуюсмоковницу. 45. В этом городе он отдыхает вместе со слугамиЯмы.
Здесь он вспоминает лучшие минуты жизни проведенные с женой, ссыном и близкими, и горюет. 46-47. Когда он начинаетоплакивать свое богатство, семью и других близких, слуги Ямы говорятему: "Где твое богатство теперь? Где теперь твои дети и жена? Гдедрузья родственники? Ты страдаешь только от результатов своейсобственной кармы о глупец. Продолжай это бесконечно. 48.
Ты знаешь, что для путешественника главная сила в запасах провианта. Тыне прилагаешь усилий для их получения, о путешественник в Высший Мир!Тем не менее ты должен немедленно идти этим путем, где нет ни купли, нипродажи. 49. Неужели, ты не слышал, о смертный, об этом пути,который известен даже детям? Разве ты не слышал о нем отдваждырожденного, как о том сказано в Пуранах?". 50. Такговорят ему слуги Ямы и бьют при этом молотками.
Спотыкаясь и падаяснова и снова, он вынужден бежать, находясь у них на аркане. 51.Здесь он съедает рисовые шарики за первый месяц, которые приносятсыновья или внуки из любви или сострадания, и далее идет в Саурипуру. 52.Там находится царь, прозванный Джангама, внешностью подобный Смерти.От вида царя умершего охватывает страх, и он решает оставить какие-либопопытки к сопротивлению.
53. В этом городе он обедает смесью воды и пиши, даваемой в конце трех двухнедельных сроков, а затем покидает этот город. 54. Затем умерший быстро направляется к Нагендрабхаване, и он плачет от горя, увидев ужасные леса. 55-56.Нещадно избиваемый, с петлей на шее, он стенает снова и снова. Попрошествии двух месяцев несчастный покидает этот город.
Здесь онполучает рисовые шарики, воду и одежду от своих родственников, и сноваего тащат на аркане вперед слуги Ямы. 57-58. Наступает третиймесяц, он прибывает в город Гандхарвов, где снова пускается в путь,съев предложенные на третий месяц шарики. И на четвертый месяц достигает он города Шайпагамы. Здесь в изобилии обрушиваются на умершего каменные дожди. 59.Съев рисовые шарики за четвертый месяц, он становится доволен донекоторой степени.
На пятый месяц умерший идет далее к городу Краунча. 60. Оставаясь в городе Краунче, умерший ест из рук рисовые шарики за пятый месяц и затем идет в Крурапуру. 61.По истечении пяти с половиной месяцев, совершается церемония переднаступлением шестого. Умерший удовлетворяется рисовыми шариками инесколькими кружками воды, которые ему достаются.
62-63. Пробыв там некоторое время, запугиваемый слугами Ямы, дрожащий и несчастный, он покидает этот город. Он идет в Читрабхавану – царство, где правит младший брат Ямы, царь Вичитра. 64-65.Когда умерший видит его огромное тело, он убегает в страхе прочь. Затемк нему приходят рыбаки и говорят: "Мы прибыли и привели с собой лодкудля тебя, желающего переплыть великую реку Вайтарани, если твоидостоинства достаточны для этого.
66-67. Святые,которые видят истину, говорят, что Витарана – это дар, и реканазывается Вайтарани, так как пересечь ее можно только таким способом. Если ты принес в дар корову, тогда лодка подплывет к тебе, в противном случае – нет". Услышав их слова, несчастный восклицает: "О небеса!". 68. Увидев его, река бурлит, а несчастный громко плачет.
Грешная душа, не приносящая даров, поистине утонет здесь. 69. Продев вертел сквозь губы несчастного, посланники взмывают в воздух и переносят его через поток, как рыбу на крючке. 70. Затем, съев рисовые шарики шестого месяца, он продолжает свой путь, горестно стеная и страдая от голода. 71. По прошествии седьмого месяца, он попадает в город Бахвападу. Здесь он получает то, что приносит ему сын на седьмой месяц.
72.Пройдя этот город, он попадает в город духкхада. Путешествуя повоздуху, он испытывает ужасающие страдания, о Повелитель птиц. 73. Съев рисовые шарики за восьмой месяц, он двигается дальше. В конце девятого месяца он приходит в город Наяакранду. 74. Увидев множество людей, бьющихся в агонии, и сам теряя мужество, он плачет в глубоком потрясении.
75. Покинув этот город, умерший, запугиваемый слугами Ямы, с большим трудом добирается до города Сутаптабхаваны. 76.Хотя здесь он получает в дар рисовые шарики и воду, он несчастлив. Позавершении одиннадцатого месяца он приходит в город Раудру. 77.Здесь он наслаждается тем, что получает на одиннадцатый месяц от своихсыновей и близких, и через полмесяца добирается до Пайоваршаны.
78. Здесь собираются тучи, усугубляя несчастье умершего. И здесь он, страдающий, получает Шраддху до окончания годового срока. 79. В конце года он добирается до города Шитадхйи, где его настигает холод в сотни раз более сильный, чем холод Гималаев. 80.Голодный и пронизываемый холодом, он смотрит в десяти направлениях:"Остался ли хоть один родственник, кто мог бы освободить меня отстраданий?
". 81. Тогда слуги Ямы спрашивают: "Какие заслугиесть у тебя?". Съев рисовые шарики, принесенные в годовщину, он снованабирается храбрости. 82. В конце года, подходя ближе к обители Ямы, добравшись до города Бахубхити, он сбрасывает тело, размером с руку. 83. Душа, размером с большой палец, чтобы искупить свою карму, получивтело мучений, отправляется в путь по воздуху со слугами Ямы.
84. Те, кто не предлагает даров для обитающих в более высоком теле, о Кашйапа, так и двигаются, больно перетянутые путами. 85. В город Царя Справедливости ведут четыре дороги, о Птица, из них я описал тебе путь в южные ворота. 86. Я рассказал тебе, как они проходят этот ужасный путь, изнуряемые голодом, жаждой и усталостью. Что еще ты хочешь услышать?"
Феноменальная память
Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Неймаи сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе.. ...
Ритмы космоса - ритмы здоровья
Если принять известное утверждение астрологов: все, что вверху, подобно тому, что внизу,— то тогда и здоровье человека надо связывать со звездами.. ...
Природа энергии ч2
Максвелловское представление о взаимоотношении между электромагнитными волнами и излучением, очевидно, находится в полном. . ...
Проклятия фараонов
Строителей пирамид всегда волновала проблема сохранности имущества фараонов ...