Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно, стремительно. Н.К.Рерих
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Святая Тереза из Авилы Святая Тереза из Авилы
Свидетельства самой Терезы о своих способностях из ее дневника. Свидетельства очевидцев феномена Терезы из Авилы ...
Святая Тереза из Авилы Святая Тереза из Авилы
Свидетельства самой Терезы о своих способностях из ее дневника. Свидетельства очевидцев феномена Терезы из Авилы ...
Главная Философия Анонимные пролегомены к платоновской философии 10
Анонимные пролегомены к платоновской философии 10

Не следует искать предмет диалога и в области материального, как поступают некоторые, утверждая, что тема "Алкивиада" – честолюбие Алкивиада. Таким образом, они ищут предмет в области материального, а этого делать не следует, ведь мы говорили уже, что действующие лица – это материя диалога. Не должны мы считать, что весь диалог сводится к порицанию честолюбия Алкивиада, еще и потому, что тем самым нарушим и второе правило, выделив частный предмет вместо общего.

Скорее должны мы указать общую цель диалога – порицание честолюбия, которое живет в душе каждого человека. Ведь каждый из нас, подобно Алкивиаду, обладает честолюбием, которое нужно направлять на благо, привнося меру и порядок. Впрочем, недостойно предполагать, что божественный Платон снисходил до порицания человеческих страстей, разве что он присоединял между прочим такое порицание к другим речам своим.

Вот этими-то всеми правилами и нужно руководствоваться при определении предмета того или иного диалога. 10 В десятой главе мы расскажем о порядке расположения диалогов Платона[67]. Некоторые высказывали мнение, что их нужно располагать по времени или по тетралогиям, причем по времени двояким образом: по времени жизни либо самого Платона, либо действующих лиц его диалогов.

Если располагают их по времени жизни самого Платона, то первым считают "Федра" на том основании, что там рассматривается вопрос, следует ли записывать свои сочинения или нет; каким же образом Платон, выражающий в "Федре" сомнение, нужно ли вообще писать, мог написать что-нибудь прежде этого? Другой довод состоит в том, что он пользуется здесь дифирамбическим стилем, как бы не расставшись еще с музой дифирамба.

А последними он написал "Законы"; так думают потому, что он оставил их неисправленными и не привел в порядок, не успев, вероятно, закончить их перед смертью. Если же и кажутся они теперь составленными как должно, то это работа Филиппа Опунтского, восприемника Платона. Если же отсчитывать время по жизни действующих лиц, то первым следует считать "Парменида", где Сократ изображен совсем еще юным и Парменид поучает его; последним – "Теэтета", так как действие здесь происходит после смерти Сократа.

Что же касается расположения по тетралогиям, то некоторые утверждают, будто Платон издавал свои диалоги тетралогиями в подражание трагикам и комикам, состязавшимся в сочинении четырех драм на одну и ту же тему, причем самая последняя обязательно должна была быть веселой.

Так вот, тетралогий[68] этих насчитывают девять, поскольку всего Платон написал 36 диалогов, по их словам; для того чтобы получилось целое число тетралогий, они объявляют подлинным ошибочно приписываемое Платону "Послезаконие". Неподлинность же его двояко доказал мудрейший Прокл [69]; во-первых, говорит он, каким образом мог Платон, не имевший перед смертью времени окончить "Законы", написать вслед за ними еще и "Послезаконие"?

Во-вторых, он замечает, что в остальных диалогах Платона звезды движутся справа налево, а в этом наоборот – слева направо. Сторонники тетралогического расположения диалогов считают первой тетралогию: "Евтифрон", "Апология", "Критон", "Федон".

Из этих диалогов первым считают "Евтифрона", поскольку там изображен Сократ накануне суда; второй считается "Апология", где идет суд над Сократом; третьим – "Критон", где Сократ уже осужден, и четвертым – "Федон", в котором Сократ умирает. Самым последним произведением Платона они считают "Письма", а первым, как мы уже сказали,– "Евтифрона", потому что и там и тут много рассказывается о частной жизни Сократа: Платон якобы расставил их так не без намерения, желая закончить тем же, с чего начал.

Мы не согласны с мнением, будто Платон подражал трагикам и потому должен был воспользоваться формой тетралогий; он ведь сам порицает трагиков, говоря, что они создают подобия подобий. Что он им не подражал, можно доказать и по-другому: у них конец тетралогии должен быть веселым и приятным, в то время как диалог "Федон", завершающий первую тетралогию, кончается не весельем, а смертью Сократа.

Поэтому неверно утверждение, будто Платон издавал диалоги тетралогиями. Да кроме того, и "Евтифрон", и "Апология", и "Критон", и "Федон" – все написаны на разные темы. Чтобы правильно определить порядок диалогов, исключим прежде всего из круга нашего рассмотрения неподлинные.

Итак, все единодушно признают подложными "Сизифа", "Демодока", "Алкиону", "Эриксия" и "Определения", которые приписываются Спевсиппу [70]. Таким образом, остается 36 диалогов, из которых божественный Прокл считает подложным "Послезаконие" по указанным выше причинам, а также исключает "Государство", поскольку в нем много книг и оно не имеет формы диалога, и "Законы" – на том же основании; исключает он за простоту слога также и "Письма", так что остается всего 32 диалога.

Если к ним прибавить 12 книг "Законов" и 10 книг "Государства", получится 54 диалога. Мы не станем перечислять здесь их все по порядку, что было бы ни к чему и выходило бы за рамки краткого изложения; мы расскажем только о том, что сделал божественный Ямвлих: он свел все диалоги к двенадцати, подразделив их на диалоги о природе и диалоги о божественном; в свою очередь эти двенадцать он свел к двум – к "Тимею" и "Пармениду", причем "Тимей" возглавил все диалоги о природе, а "Парменид" – все о божественном[71].




Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
История открытия История открытия
В 1871 году в III томе «Журнала Русского физико-химического общества» появилась статья, в которой. . ...
Изображение на крышке саркофага в Паленке Изображение на крышке саркофага в Паленке
Находка археологов при раскопках в городе Майя заставила спорить исследователей, палеонтологов и уфологов, и экспертов в области авиакосмоса ...
Свидетельство НЛО №6: четкое НЛО Свидетельство НЛО №6: четкое НЛО
Автор ролика указал, что заснял видео в Бразилии. Любопытно, видео очень хорошего.. ...
Летающее существо Пидана Летающее существо Пидана
100 лет назад по поручению Русского географического общества совершил третью крупную экспедицию по исследованию Дальнего Востока Владимир Арсеньев ...
Неканоническая и каноническая Библия (Перевод) Неканоническая и каноническая Библия (Перевод)
Сборник Библейских текстов, как канонических, так и неканонических в виде маленькой программы ...
НЛО на средневековых картинах НЛО на средневековых картинах
Эти картины часто используются в качестве приведения доказательств посещения пришельцев в средневековые и более ранние времена ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©