Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Глупей тот, кого губит избыток ума Грасиан
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Святая Тереза из Авилы Святая Тереза из Авилы
Свидетельства самой Терезы о своих способностях из ее дневника. Свидетельства очевидцев феномена Терезы из Авилы ...
Две загадки пустыни Наска Две загадки пустыни Наска
Рисунки пустыни Наска и подземные ходы под ними. Горы со срезанными вершинами в пустыне Наска, которые находятся недалеко от загадочных рисунков ...
Главная Христианство Откровение Седраха
Откровение Седраха

Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивыбиблейской Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенноблизок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи -оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегосяправедника с Богом. Седрах - один из трех отроков, о которых рассказывает Книга пророкаДаниила (глава 3).

Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893. M. B. Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православныхХристианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко,благослови. 1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо вомногом согрешаем мы каждый день, ночь и час.

Того ради да обретем мы любовь- она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если все будет унас, а спасительной любви не будет? {Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть гомилииопущена.} Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истиннуюверу обретший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: "Нет больше тойлюбви, как если кто положит душу свою за друзей своих".

{Лк. 15:13.} 2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: "Итак, Седрах, хочешьты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что тыхочешь узнать?". И сказал Седрах: "Как же это, господин мой?" И ответил ему голос: "Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо нанебо". {В своем желании спора с Богом Седрах не оригинален (Иов 16:20-21).

Однако воплотиться оно могло только в апокрифе. Ср. еще 3 Езд. 5:35.} Седрах же сказал: "Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами кустам, но не могу подняться на небо". И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самоепламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества. 3. И говорит ему Господь: "Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах!

Вчем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: "Хочу говорить сБогом устами к устам"?" Отвечает Ему Седрах: "Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, длякого создал Ты землю?" Говорит Господь: "Для человека". Седрах же: "А для кого создал Ты море? Для кого рассеял по земле всякоеблаго?" Говорит Господь: "Для человека".

Седрах же Ему: "Если Ты сделал так, зачем же погубил его?" Господь в ответ: "Человек - творение Мое, изделие рук Моих, и вразумляюЯ его, как найду нужным". 4. Говорит Ему Седрах: "Мучение и огонь вразумление Твое, горьки они,Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться. {Ср. Мф. 26:24; Иов 3:11;10:18-19; 3 Езд. 3:12; Откр. Ездры 1 и 3; Откр.

Петра III.} Зачем же Тысоздал его, Господь мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его,если не хотел быть милостивым к нему?" Отвечает Господь: "Я сотворил первозданного Адама, и поместил его врайском саду на пажити Древа Жизни, и сказал ему: "Вкушай от всех плодов,лишь от Древа Жизни берегись вкушать, ибо как вкусишь от него, умрешьсмертью".

Он же ослушался заповеди Моей и, прельщенный диаволом, вкусил отДрева". {Согласно Быт. 2:16-17; 3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать от древапознания добра и зла, однако дальше (Быт. 3:22) сказано, что Бог изгналАдама и Еву из рая, опасаясь, что, познав добро и зло, они смогут такжевкусить и от древа жизни и станут бессмертными. Ср. Откр. Ездры 3.} 5. Говорит Ему Седрах: "Прельстился Адам, Владыко мой, нарушил волюТвою.

Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам, - ипервый среди ангелов ослушался приказания Твоего, не поверг Адама к Твоимстопам, - и за это изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, непокусился на труд рук Твоих. Если возлюбил Ты человека, почему не убилдиавола - художника неправды?

{Ср. 3 Езд. 7:46-48.} Кто же в силах боротьсяс духом незримым? Подобен дыму подступает он к людским сердцам, уча ихвсякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет. Что же может поделатьс ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание, избавь человекаот мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда не милуешьгрешников, где же сострадание Твое, где милосердие Твое, Господи?

" 6. Говорит ему Господь: "Да будет известно тебе, что по воле Моей все вмире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником небаи земли. Я все подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Онже, приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником. {Ср.Мк. 8:38.} Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, каксын этот, приняв имущество, оставил отца, ушел от него, сделался чужд ему истал служить врагу его, - какой отец, увидев, что оставил его сын, неразгневается в сердце своем и, придя, не возьмет имущества и не лишит сынаславы его, ибо оставил тот отца своего?

{Ср. Откр. Ездры 3.} Каково же Мне,чудному и ревностному Богу, когда Я все дал человеку, он же, приняв сие,сделался прелюбодеем и грешником?

" 7. Говорит Седрах Ему: "Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебежелание его, ведомо и разумение наше - и Ты винишь его в его мучениях!Изгони человека - и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спасиего: жалок человек, потому и согрешил он против воли Твоей". "К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену егосотворил и Солнце, и сказал: "Посмотрите друг на друга, какой свет исходитот вас!

Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь"". Говорит Седрах: "Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Самже сказал Ты: "Не воздай злом за зло," {Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21; Притч.20:22.} - как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжет,зачем же воздаешь человеку?

Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне,что упрям злонравный мул между четвероногими - нет второго такого. Но всякийраз, как мы хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов - такпошли их стать на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть ониухватят его за ногу, и не пойдет он, куда заблагорассудится". {Ср. Откр.

Ездры 3.} 8. Говорит ему Господь: "Если ухвачу его за ногу, скажет он: "Недаровал Ты мне благодати в мире". Я же дал человеку поступать по воле его,ибо возлюбил его. {Ср. 3 Езд. 8:56.} Потому и послал Я праведных ангеловМоих стоять на страже подле него денно и нощно". Говорит Седрах: "Знаю, Владыко, что среди всего имения Твоего возлюбилТы прежде других человека, среди четвероногих - овцу, среди дерев - оливу,среди плодов - лозу, среди крылатых - пчелу, среди рек - Иордан, средигородов - Иерусалим.

{Ср. 3 Езд. 5:23-27.} Но все сие любит и человек,Владыко мой!" Говорит Бог Седраху: "Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь- помогу с радостью, пусть даже ты в чем и искушал Меня, твоего Создателя". Говорит Седрах: "Спрашивай".

Говорит тогда Господь Бог: "С той поры, как сотворил Я все, скольколюдей родилось на свет, сколько умерло и сколько еще умрет, и сколько волосу них? {В ответ на обвинение Бог, давая понять разницу между Собой ичеловеком, начинает задавать вопросы, на которые смертный ответить не может.Ср. Иов 38-39; 3 Езд. 3:6-11; 5:36-37 и др. Иов 39:32: "Обличающий Богапусть отвечает Ему".

} Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворен былнебосвод и земная твердь, сколько дерев взросло в мире, сколько их упало исколько еще упадет, и сколько их еще взрастет, и сколько листьев у них?Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море, сколько волн поднялось,сколько отошло и сколько еще поднимется, и сколько ветров будет дуть наберегу морском?

Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века, сколькодождевых капель упало на землю и сколько еще упадет?" И сказал Седрах: "Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том.Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я сродом нашим на небесах". 9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: "Ступай, возьми душувозлюбленного Моего Седраха и помести ее в Рай".

Говорит Единородный Сын Божий Седраху: "Верни Мне залог, который вложилОтец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твое с младенчества". {Ср.2 Пет. 1:13-14; Откр. Ездры 11.} Говорит Седрах: "Не отдам Тебе душу мою". Говорит ему Бог: "Для чего тогда послан Я, для чего пришел сюда - оттебя же слышу отговорки? Ибо велено Мне Отцом Моим, чтобы с почетом принял Ядушу твою, а не хочешь, - так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твоюдушу".

{Ср. Завещ. Авраама 7 и др.} 10. И отвечал Седрах Богу: "Откуда думаешь Ты забрать душу мою, изкакой части тела?" {Ср. Откр. Ездры 11; Завещ. Авраама 20.} Отвечает ему Бог: "Разве не знаешь ты, что от средоточия легких твоих исердца расходится она по всем членам?

Через горло, гортань и устаподнимается она вверх, когда же приходит время ей оставить тело, спервавздрагивает она и собирается вся в одном месте, уходя из кончиков пальцев идругих членов, и тогда обязательно нужно, чтобы в миг сей была она отделенаот тела и отторгнута от сердца". Услышав слова те и поняв, что очень далек он был от мыслей о смерти,сказал Седрах Богу: "Дай мне, Господи, исцеление на короткий срок, чтобывосплакать, ибо слышал я, что в слезах - великая сила, и что в них - лучшеелекарство для ничтожного тела, творения рук Твоих".

11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: "Голова моя чудная,краса небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана,глаза - от Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык - трубе, мозг жетвой - малое Творение; голова - податель движения для тела, великолепная ипрекраснейшая, всеми любимая падет сейчас на землю в бесславии!

Рукикрепкие, искусные работники, трудом которых кормится тело! Руки ловкие,собирая отовсюду, украсили вы домы! Пальцы великолепные, в золото и сереброразубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты.

И се, нынесделаетесь вы чужими в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие,быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ногивместе с Солнцем и Луною, днем и ночью, все добывая - и еду, и питье, - взаботе, чтобы не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу легкие, лицо земликолеблющие, добром всяким домы уставляющие! Ноги, все тело несущие, в храмывходящие, покаяние творящие, святых о помощи просящие - се, ныне замрете бездвижения!

Голова моя, руки и ноги, до сих пор оберегал я вас. Душа моя,зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное тело? И се, ныне повелеваеттебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему. Тело же бедное пойдетна суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы подобные, достающиедо звезд, голова - краса небесная, разубранная!

Лицо, лоснящееся миром,глаза, льющие свет, голос - звук трубы, язык послушный, борода благовидная,волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба - все телодивноукрашенное, сочащееся сладким вином, светлое, славное - и се, нынепавшее на землю! Под землею краса твоя сокроется!" 12. Говорит ему Христос: "Полно, Седрах!

Доколе будешь ты стенать иплакать? Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить". Говорит Седрах: "Еще раз скажу Тебе, Господи, пока я жив еще и не умер,Ты же не оставь без ответа вопрос мой". "Говори, Седрах!" "Если восемьдесят лет, девяносто или сто проживет человек, и проживетих в грехе, а после вновь обратится и покается, за какое число днейотпустишь ему грехи его?

" Говорит ему Бог: "Если обратится он, прожив сто или восемьдесят лет,покаявшись же - еще три года, и сотворит плод праведности, {Ср. Мф. 3:8} Я,когда придет к нему Смерть, не стану припоминать ему всех грехов его". 13. Говорит Ему Седрах: "Много сие - три года, Господь мой. Как бы непришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего.

Смилуйся,Господи, над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие - три года". Говорит ему Бог: "Если человек, прожив на свете больше ста лет,вспомнит о смерти своей и станет исповедывать Меня пред людьми, и Я увижусие, отпущу, спустя год, все грехи его". Говорит опять Седрах: "Господи, вновь взываю я к милосердию Твоему радитворения Твоего!

Много сие - год; как бы не пришла Смерть и не схватилаего". Говорит ему Спаситель: "Прошу Я тебя об одном, Седрах, возлюбленныйМой: ни о чем больше не проси Меня. Если будет каяться грешник сорок дней,не припомню ему всех грехов, какие совершил он". 14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: "Услышь меня, могущественныйархистратиг и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь надмиром!

" И, пав на лице свое, взывали они к Богу, говоря: "Господи, научи нас,как должно каяться и каким покаянием спасется человек, и какими трудами?" Говорит Бог: "Покаянными речами, молитвами, службами, реками слез,жаркими стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк МойДавид и другие так же? {Деян. 1:16: "Что в Писании предрек Дух Святый устамиДавида об Иуде".

Ср. Ин. 13:18; Пс. 40:10; апокриф. Откр. Иоанна passim.Славу пророка Давид заслужил своими псалмами. Что же касается покаяния, тоздесь, возможно, аллюзия на псалом 50, где Давид кается в величайшем грехе,за который его в конце его правления постигли многочисленные несчастья - втом, что он отнял жену Урии, а его самого отправил на смерть (2 Цар.

12:9-10).} Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не знающие Закона,делающие же по Закону, - ибо если и некрещеные они, сошел Дух Мой на них, иобращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками Моимив лоно Авраамово. {Ср. Деян. 10:44-48 и др.} Есть же и другие, крестившиесякрещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей - и се, отрекаются худшимотречением и не хотят покаяться.

И Я жду со многим состраданием, многиммилосердием и богатством, что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего их со словами: "Оправдаем ни в чем несогрешившего". {Возможно, имеются в виду слова Пилата о Христе - см. Мф.27:24 и паралл. места.} Да и вообще, разве не знаешь ты, что написано: "Ипокаявшись, да не увидят вовек наказания"?

{Ср. Лк. 17:3-4.} Они же неуслышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в Евангелиях и заставляютпечалиться ангелов Моих, {Ср. Откр. Варуха 12 и далее.} и уже на собраниях ина службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых Моих церквах, -а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят речизаносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои".

15. Говорит Седрах Богу: "Господи, один Ты непогрешим и велик вмилосердии Твоем, милующий грешников и печалящийся о них; но сказаноБожеством Твоим: "Я пришел не праведников призвать, а грешников кпокаянию"". {Мф. 9:13.} И сказал Господь Седраху: "Или не знаешь, Седрах, о разбойнике, водночасье спасенном покаянием?

{Лк. 23:40-43.} Или не знаешь, что апостолтвой и благовестник {Возможно, под апостолом-евангелистом (благовестником)имеется в виду апостол Петр. Известно апокрифическое Евангелие от Петра.Петр, трижды отрекшись от Христа, был затем прощен (Ин. 21:15-17).} так жеспасен был? (...Для грешников же нет спасения,) ибо сердца их подобнытреснувшему камню, сами нее они следуют путями нечестия и погибнут вместе сантихристом".

Говорит Седрах: "Господь Мой, ведь сказал Ты: "Божественный Дух Мойсошел на племена, не знающие Закона, но делающие по Закону". {Ср. Деян.2:14-21; Иоил. 2:28.} Разбойник и апостол-евангелист и другие равны в том,что вошли в Царствие Твое, Господи - так же и грешивших до последних днейдопусти к Себе, ибо полна страданий жизнь и тяжела для покаяния".

16. Говорит Господь Седраху: "Сотворил Я человека согласно тремустановлениям. Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда жестал мужем, стерегу помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что онпокается". Говорит Седрах: "Господи, Ты про все сие знаешь и ведаешь. Об одномпрошу: яви грешникам сострадание Твое".

Говорит ему Господь: "Седрах, возлюбленный мой, обещаю явитьсострадание, уменьшив срок покаяния от сорока дней до двадцати. Всякий же,кто помянет имя твое, да не увидит он места казней, но пребудет справедниками в месте покоя и отдохновения. Если же кто перепишет слово сиедивное, да не вспомянется тому грех его во веки веков". И говорит Седрах: "Господи, а если который сотворит молитву рабуТвоему, то огради Ты его, Господи, от всякого зла".

И говорит раб Божий Седрах: "Ныне же прими душу мою, Владыко!" И взял его Бог, и поместил его в Раю со всеми святыми. Слава Ему и держава во веки веков. Аминь.Перейти на источник

Главы: 1


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Зона молчания - море Тетис Зона молчания - море Тетис
Зона молчания (Зона тишины, «Море Тетис») — аномальная зона в пустыне, загадочная территория на границе штатов Дуранго, Чиуауа ...
В поисках кислорода В поисках кислорода
Наша планета очень богата кислородом. Видимо, эта доступность объясняет, почему животные не научились запасать его в достаточно больших.. ...
Огромные головы Ольмеков Огромные головы Ольмеков
Первая такая голова была обнаружена еще в 1862 году, а на сегодняшний день их найдено уже 18. Высотой от полутора до трех с половиной метров ...
Шумеры. Начало истории Шумеры. Начало истории
Цивилизация шумеров - одна из самых загадочных древних цивилизаций о которой известно совсем немногое. Но то, что о ней знаем, просто поражает ...
Проклятия фараонов Проклятия фараонов
Строителей пирамид всегда волновала проблема сохранности имущества фараонов ...
Полтергейст Полтергейст
Многочисленные факты полтергейста в прошлые столетия и зарегистрированные факты в наши дни. Попытки ответить на причину возникновения ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©