Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Ум не спасает нас от глупостей, совершаемых под влиянием настроения. Л.Вовенарг
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Летающее существо Пидана Летающее существо Пидана
Выходец из Хабаровска Дмитрий Никонов вместе со своим другом отправился в плавание по речке Бикин, которая впадает в Уссури. И как-то глубокой.. ...
Манускрипт Войнича (Оригинал) Манускрипт Войнича (Оригинал)
Манускрипт Войнича - это очень старая книга, написанная более 400 лет назад ...
Главная Философия Изгнание торжествующего зверя гл50
Изгнание торжествующего зверя гл50

Тут вступился Меркурий и сказал, что она слишком двусмысленно пользуется своим именем: ибо иной раз за Фортуну принимают не что иное, как неизвестное совпадение обстоятельств. Но для Провидения неизвестности нет, как бы ни была она велика для очей смертных.Фортуна, не слушая, продолжала свое и при­бавила, что самые выдающиеся и лучшие фило­софы мира, как Эпикур, Эмпедокл, приписывали ей более, чем самому Юпитеру, даже больше, чем всему совету богов вместе.

Так и все остальные, - говорила она, - считают меня богиней, небесной богиней, так как, думаю, для вас не внове стих, который прочтет вам любой школьник: «Те facimus, Fortuna, deam, caeloque locamus». («Богинею мы называем, Фор­туна, тебя и на небо возносим»).Мне хочется, боги, чтобы вы вдумались, пра­вы ли те, что называют меня дурой, глупой, без­рассудной, в то время, как сами они так глупы, безумны и безрассудны, что не умеют объяснить, для чего я существую.

Есть и такие, что, считая себя ученее прочих, делом доказывают, приходя к противоположным заключениям, после того, как их к тому принуждает истина. По их мне­нию, я до того неразумна и безрассудна, что уже не считают они меня за это подлой и низкой, ибо таковым отрицанием не берут у меня, но прибав­ляют мне преимуществ; как бывает и со мною, когда отказываешь в малом, чтобы ссудить боль­шим.

Они, значит, считают, будто действую я не от разума и с разумом, ко превыше всякого разу­ма, всякого рассудка, превыше всякого ума. Мало того, по моим действиям замечают и признают, что я имею и проявляю власть к господство преж­де всего над разумным, умным и божествеаным: ибо нет мудреца, который бы приписывал мне воздействие над вещами, лишенными разума и ума, как камни, звери, дети, сумасшедшие и про­чие, не имеющие представления о целях и не дей­ствующие для цели.

- Я скажу тебе, Фортуна, - вымолвила Ми­нерва -- почему называют тебя безрассудной и безумной: кому не хватает какого-нибудь чувства, у того не достает какого-нибудь знания и глав­ным образом того знания, какое дается этим чув­ством.

Посмотри на себя. Ты лишена зрения -_ самой главной основы знания.Фортуна возразила, что Минерва или заблуж­дается или хочет обмануть ее; и уверена в том, что, достигнет своего, ибо видит, что она - Фор­туна - слепа.- Но хотя я и без глаз, я не без ушей и ума. Саул. По-твоему, это правда, София?Соф. Выслушай, и увидишь, как Фортуна уме­ет разбираться, и что для нее не остались закры­тыми философия и, между прочим, Метафизика Аристотеля.

- Я, - говорила она, - знаю, - нашелся один такой, что заявил: «зрение всего более желательно для знания», но не знавала такого глупца, кото­рый бы сказал, будто зрение всего более дает зна­ние. А заявивший, что зрение всего более жела­тельно, не хотел тем самым сказать, будто оно было бы самым необходимым, исключая познание неко­торых вещей, как-то: цветов, фигуры, симметрии тел, красоты, изящества и прочего видимого, что скорее обычно смущает воображение и заблуждает ум; что даже зрение вовсе не есть необходимость при всех и при лучших способах познания, ибо -он знал очень хорошо это - многие, чтобы сде­латься мудрецами, лишили себя зрения, а из тех, что или по воле судьбы или по природе ослепли, многие были самыми замечательными людьми, как это можно доказать множеством Демокритов, Ти-резиями, Гомерами и такими, как слепец Адрии.

Затем я думаю, ты в этом сумеешь разобраться, если ты - Минерва, - когда известный философ Стагирит сказал: «зрение всего более необходимо для знания», он не сравнивал зрение с другими сред­ствами познания, как например, со слухом, раз­мышлением, умом, но делал сравнение между тою целью зрения, что есть знание, и другими целями, какие можно предположить для зрения.

Вот поче­му, если тебе не докучает прогулка по Елисейским полям для беседы с ним (если он еще не ушел отту­да для новой жизни и не выпил Летейских вод), то посмотри, как он примет такое чтение: «мы жаж­дем зрения всего более для целей знания», а не «мы жаждем из всех прочих чувств всего более зрения, чтобы знать».

Саул.

Удивительно! Фортуна умеет лучше рас­суждать и толковать тексты, нежели Минерва, которая на том стоит.Соф. Не удивляйся, ибо если ты поглубже вду­маешься, приобретешь некоторый навык, поспо­ришь хорошенечко, то найдешь, что дипломиро­ванные боги знания и красноречия и суждений нисколько ни справедливее, ни умнее, ни красно­речивее прочих.

Ну, так вот, продолжая защиту своего дела пе­ред сенатом, Фортуна сказала, обращаясь ко всем:- Ничего, ничего не отняла, боги, у меня сле­пота, ничего ценного, ничего необходимого для моего усовершенствования. Ибо, не будь я слепа, не была бы я - Фортуной, и подавно слепота эта не может не только уменьшить или ослабить сла­ву моих заслуг, но, наоборот, от нее-то я и беру доказательство их величия и превосходства, из-за нее-то я и убеждаюсь в своем нелицеприятии и в том, что я не могу быть несправедливой в рас­пределении.

Меркурий и Минерва сказали:- Немало сделаешь, если докажешь это. Тогда Фортуна продолжала:- Для моей справедливости надо быть такой: для истинной справедливости не приличествует, не годится, наоборот, отвратительно и оскорби­тельно действие глаз.

Глаза сотворены для разли­чения и для распознавания различий (не хочу сей­час доказывать, как часто заблуждаются те, кто судит на основании глаз); я - справедливость, которой не нужно разбираться, не нужно делать различий. Но так как все по началу, в сути и по цели есть одно сущее, есть одно и то же (ибо су­щее, единое и истинное - одно и то же), - то я должна все уравнивать, ценить всех одинаково, принимая всякую вещь за единое, и одинаково быстро отвечать на взгляды и призывы и тех, и других; с одинаковой благосклонностью одарять, как одного, так и другого; быть благосклонной и к ближним, и к дальним.

Я не вижу ни митр, ни тог, ни корон, ни искусства, ни ума, не замечаю заслуженных и незаслуженных; ибо если даже и есть такие, то они разнятся не по своей природе, но всеконечнейшее по обстоятельствам, условиям и случайностям, которые подвертываются, встре­чают, набегают то на одного, то на другого.

Вот почему, когда я даю - не вижу, кому; когда беру, не вижу у кого, ибо так я ко всем одинакова и совершенно безразлична. И вместе с тем, конечно, я понимаю и устрою полное равенство и справед­ливость во всем, разделяя всем поровну и спра­ведливо.

Я кладу все жребии в одну чашу и на громаднейшем днище ее все смешиваю, перетря­хиваю и будоражу, а затем - берегись, кто тро­нул! Кто вынет хороший-- благо ему: кто пло­хой - плохо! Таким образом, в урне Фортуны нет разницы между самыми большими и самыми ма­лыми; напротив, там все одинаково малы и вели­ки, ибо вся разница зависит не от меня, а от дру­гих, т.

е. от того, какими они вошли в урну и вышли из нее. Пока внутри, все жребии берутся одной и той же рукою, из одного сосуда, перетряхиваются одним и тем же толчком. Поэтому, когда уже жре­бий вынут, неразумно тому, кто достал плохой, Жаловаться или на того, кто держит урну, или на самую урну, или на встряхиванье, или на того, кто опускает руку в урну: пусть лучше, запасясь всем, на какое способен, терпением, выносит, что и как ему положено и назначено судьбой; ибо, как и прочие, был одинаково записан, его жребий был точь-в-точь, как остальных, так же занумерован, брошен и свернут.

Я же, смотря на весь мир оди­наково и все считая за одно целое, ни одну часть мира не считаю более или менее достойной стать избранным сосудом; я, что бросаю всех в одну и ту же урну изменения и движения, ровно со все­ми, на всех одинаково зрю и не зрю на кого-ни­будь одного более, чем на другого: я все же самая справедливая, хотя бы все выдумали совсем на­против.

А вот почему руке, опускающейся в урну, достающей и распределяющей жребии, по кото­рым выпадает иному зло, иному добро, встреча­ются чаще недостойные, чем достойные? От не­ровности, неравенства, несправедливости вас, так как это вы не делаете всех равными.

У вас есть глаза для различения неравенств, для установле­ния нелицеприятного порядка, а вы и с ними, зная, творите различия. От вас, от вас, повторяю, исхо­дит всякое неравенство, всякая несправедливость: в вас причина того, что Доброта не общедоступна, Мудрость не сообщается всем в одинаковой мере, Умеренность - у немногих, Истина является очень редким.

Таким образом все вы, добрые бо­жества, скаредны, весьма лицеприятны, так как в отдельных предметах вы устраиваете громадней­шие различия, неравномернейшие несправедливо­сти, бесстыднейшие несоответствия. Не я неспра­ведлива, - не я, смотрящая безразлично на всех, для коей все как бы одного цвета, одинаковой зас­луги, одинаковой судьбы.


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Летающее существо Пидана Летающее существо Пидана
100 лет назад по поручению Русского географического общества совершил третью крупную экспедицию по исследованию Дальнего Востока Владимир Арсеньев ...
Свидетельство НЛО №8: нло за облаками Свидетельство НЛО №8: нло за облаками
Видео снято 2011 года в Бразилии. Проезжая на машине, замечают.. ...
Карты Таро - колода Эттейла 2 Карты Таро - колода Эттейла 2
Вторая колода карт Таро знаменитого оккультиста Эттейла ...
Снежный человек. Близка ли разгадка? Снежный человек. Близка ли разгадка?
Существует снежный человек или нет? Вы можете дать ответ на данный вопрос ...
Найти планету призвания Найти планету призвания
Однако вернемся к нумерологии и займемся отчеством и фамилией. Считается, что число отчества указывает на прошлое и говорит о том, поддерживает.. ...
Совсем как в сказке Совсем как в сказке
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Берендей. И был у царя сад великолепный, и росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.. ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©