Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого. Демокрит
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Карты Зенера Карты Зенера
Благодаря картам Зенера вы можете развивать необычные способности, а так же проверить имеются ли они у вас сейчас ...
Карты Зенера Карты Зенера
Благодаря картам Зенера вы можете развивать необычные способности, а так же проверить имеются ли они у вас сейчас ...
Главная Философия Комментарий к Порфирию стр 51
Комментарий к Порфирию стр 51

Будучи частью, вид соотносится с единичностью, а будучи целым - смножественностью. В самом деле, поскольку род предшествует многим видам,каждый из видов - один - является частью рода - тоже одного. Поскольку жевид предшествует многим индивидам, постольку он является целым не длодного индивида, но по отношению ко многому. Ведь целым называется именното, что содержит и охватывает многое. Ибо для того, чтобы что-то былочастью, достаточно, чтобы оно одно было частью чего-то одного; но чтобыбыло целое, недостаточно, чтобы одно было целым одного же.

Поэтому [иговорит Порфирий, что] вид есть часть другого, целое же - для других.Итак, относительно рода и вида сказано и что такое наивысший род: а именнотот, которому не предшествует ни один другой род; и что такое последнийвид: тот, которому не подчинен ни один вид; и что такое роды и видыодновременно или взаимно подчиненные: им предшествует что-либо высшее иподчинено что-либо низшее; и что такое индивиды: это те, чьи собственныесвойства не подходят ничему другому; и сколько значений имеют слова "род" и"вид".

А именно: род может обозначать множество или начало рождения, илипричастность субстанции; вид же -[внешний] облик или подчиненность роду.

Обо всем этом сказано достаточно. Покончив с этими вопросами, я завершаютретий раздел (volu-men), с тем чтобы четвертую книгу посвятитьотличительному признаку.КНИГА ЧЕТВЕРТАЯПриступая к рассуждению об отличительном признаке, нам не придется решатьвопрос о порядке изложения, как это было при исследовании рода и вида. Втот раз нам пришлось выяснять, почему род предшествует всем остальным[сказуемым] и почему именно о нем следует говорить в первую очередь, атакже почему сразу вслед за родом нужно поместить вид.

Но теперь говорить отом, почему вслед за видом мы принялись сразу за отличительный признак,было бы излишне: ведь немногим раньше нам пришлось даже колебаться, неследут ли поставить его прежде вида. Ну а если нас удивляло, что видотносится вперед отличительного признака, несмотря на то, что отличительныйпризнак и содержательнее, и по объему шире, чем вид, то кто же станетудивляться, если мы теперь поставим этот признак в порядке изложенираньше, чем собственный и привходящий признаки?

Ведь собственный признак,как будет показано выше, принадлежит всегда одному виду; привходящий жепризнак обозначает некую внешнюю природу и вовсе не сказывается осубстанции; а отличительный признак сказывается, с одной стороны, о многихвидах, с другой же - именно о субстанции.

Однако, довольно об этом, пораперейти к словам самого Порфирия."Об отличии (differentia) говорят вообще (commuruter), в собственном смысле(proprie) слова и в самом собственном смысле (magis proprie). Вообще, чтоодно отличается от другого, говорят тогда, когда что-либо отличается отсамого себя или от другого за счет какой-либо инаковости (altentas).

Так,Сократ отличается от Платона; и от самого себя в бытность свою мальчиком онотличался, возмужав; и, отдыхая, отличается от себя, занятого делом; ивсегда, в каком бы состоянии он ни находился, в нем можно наблюдатьинаковость [по сравнению с чем-нибудь]. В собственном смысле, что одноотличается от другого, говорят, когда одно отличается от другого за счетнеотделимого привходящего признака.

Неотделимый привходящий признак - это,например, курносость, голубой цвет глаз или оставшийся от раны шрам. Всамом же собственном смысле говорится что одно отличается от другого,тогда, когда их отличает видообразующее отличие (specifica differentia):так человек отличается от лошади видообразующим отличием - качествомразумности".

Выше мы уже говорили о том, что одно может отличаться от другого тремспособами: родом, видом и числом, причем одна вещь отличается от другойлибо субстанциальными отличиями, либо акцидентальными. В самом деле, тевещи, что отличаются друг от друга родом или видом, разделенысубстанциальными отличиями: ведь роды и виды образуются именно с помощьюсубстанциальных отличий.

Так, отличие в роде между человеком и деревомпроизводится качеством способности к ощущению. Ибо именно это качество,будучи прибавлено к "одушевленному", дает "животное", а будучи отнято, дает"одушевленное, неспособное к ощущению", т.е. именно то, что представляютсобой растения. Следовательно, человек и дерево различаются по роду, таккак не могут быть вместе отнесены к роду "животного": они разделеныотличительным признаком "способности к ощущению", который образует рододного из них - человека.




Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Потерянная книга Нострадамуса (Оригинал) Потерянная книга Нострадамуса (Оригинал)
Потерянная книга Нострадамуса или акварели Нострадамуса были найдены в прошлом столетии ...
Неканоническая и каноническая Библия (Перевод) Неканоническая и каноническая Библия (Перевод)
Сборник Библейских текстов, как канонических, так и неканонических в виде маленькой программы ...
Условия и этапы смены научной картины мира Условия и этапы смены научной картины мира
Кризисная предреволюционная ситуация в науке возникает либо с открытием новых явлений, необъяснимых. . ...
Вклад Хаббла Вклад Хаббла
Островная Вселенная становится реальностью, расширяющаяся Вселенная — новым центральным понятием астрономической картины мира XX века ...
Проклятия фараонов Проклятия фараонов
Строителей пирамид всегда волновала проблема сохранности имущества фараонов ...
Зона молчания - море Тетис Зона молчания - море Тетис
Зона молчания (Зона тишины, «Море Тетис») — аномальная зона в пустыне, загадочная территория на границе штатов Дуранго, Чиуауа ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©