Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Обычно чем больше у человека ума, тем меньше значения он ему придает. Л.Мерсье
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Каменные шары в Сельве Каменные шары в Сельве
Коста-Рика, местность Пальмар, недалеко от границы с Панамой, находится несколько десятков каменных.. ...
Жизнь на Марсе могла быть 10 миллионов лет назад Жизнь на Марсе могла быть 10 миллионов лет назад
Очередное открытие в исследовании Марса известным марсоходом Кьюриосити снова привлекло к себе большое внимание ...
Главная Философия Комментарий к Порфирию стр 45
Комментарий к Порфирию стр 45

Так вот,что касается сущего, которое сказывается обо всех категориях: посколькуневозможно найти такого определения сущего, которое подошло бы ко всемдесяти категориям, постольку оно сказывается о категориях не однозначно,как род, но двусмысленно, как многозначное слово.В том, что сущее не может быть родом десяти категорий, можно убедиться и спомощью такого рассуждения. Два рода одной и той же вещи не могутсуществовать иначе, как один в подчинении у другого.

Например, и животное,и одушевленное [существо] - это род человека; при этом животное подчиненоодушевленному как вид. Но если два [рода] настолько равны между собой, чтоникогда не подчиняются друг другу, они ни в коем случае не могут бытьродами одного вида. Так вот, что касается "сущего" и "единого" (unum), тони одно из них не подчинено другому: ведь мы не можем назвать "сущее" родом"единого", ни "единое" - родом того, что мы зовем "сущим".

Ибо то, что мызовем сущим - едино, и то, что мы называем единым - существует; но род ивид никогда не бывают взаимно обратимы. Следовательно, если "сущее"сказывается обо всех категориях, то сказывается и "единое". В самом деле,субстанция есть [нечто] единое, и качество есть [нечто] единое, иколичество есть единое, и точно так же все остальные категории.

Допустим,что "сущее" будет общим родом для категорий, поскольку оно обо всех нихсказывается; тогда и "единое", поскольку сказывается обо всех, будет длвсех родом; но ни "единое", ни "сущее", как мы показали, не может бытьпредставлено выше другого; следовательно, отдельные категории имеют дваобщих рода, равных друг другу; но такого быть не может.

Так-то вот обстоят дела, и Порфирий выразил все это, говоря, что в отличиеот семейных родословных, все существующие вещи не могут быть сведены кодному началу, что не может быть у всех вещей один общий род, но что надними стоят, по утверждению Аристотеля, десять первых родов в качестведесяти первых начал: так написано в "Категориях".

И пусть никто непытается, продолжает Порфирий, проникнуть дальше и найти еще более высокийрод; давайте лучше уступим авторитету Аристотеля и поверим, что эти десятьродов не подчинены никакому другому роду. Если кто-нибудь назовет их"сущими", он даст им двусмысленное, а не однозначное имя, ибо невозможнобудет дать им одно общее определение, которое соответствовало бы этомуобщему имени; а это значит, что имя сказывается неоднозначно.

Если бы общееимя сказывалось обо всех [категориях] однозначно, оно было бы для них общимродом; но если бы оно было родом, то родовое определение подходило бы и ковсем видам; поскольку же этого не происходит, постольку "сущее" являетсдля них общим названием только как словесное обозначение, но не как понятие(ratio) субстанции.

"Таким образом, наивысших родов - десять, а наинизших видов - какое-то[неизвестное], хотя и не бесконечное, число. Индивидов же, которыенаходятся после наинизших видов - бесконечно много; именно поэтому Платонсоветовал, спускаясь от наивысших родов к низшим видам, здесь иостановиться. Он рекомендует спускаться через промежуточные [роды]; деля ихс помощью видообразующих отличий, а бесконечных [по числу индивидов] некасаться вовсе, поскольку о них не может быть никакого научного знания".

Так как, во-первых, нельзя знать природы вида, не зная, как делится род, итак как, во-вторых, о бесконечном невозможно вообще никакое знание, ибо ниодин разум не может охватить бесконечное, по этим причинам Порфирийсовершенно справедливо переходит в первую очередь к обсуждению вопроса околичестве родов, видов и индивидов.

Число наивысших родов, говоритПорфирий, известно, ведь Аристотель открыл десять категорий, которыепредпосланы всем существующим вещам в качестве родов.


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
В поисках кислорода В поисках кислорода
Наша планета очень богата кислородом. Видимо, эта доступность объясняет, почему животные не научились запасать его в достаточно больших.. ...
Воздух Воздух
Общительный и любопытный д'Артаньян — типичный представитель воздушной стихии, символ которой Д. У него изобретательный, живой ум.. ...
Феноменальная память Феноменальная память
Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Неймаи сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе.. ...
Свидетельство НЛО №8: нло за облаками Свидетельство НЛО №8: нло за облаками
Видео снято 2011 года в Бразилии. Проезжая на машине, замечают.. ...
Размеры во Вселенной Размеры во Вселенной
Памятуя все сказанное, я начну с обзора современных представлений о физической Вселенной ...
Свидетельство НЛО №2: нло скрывается под воду от преследования Свидетельство НЛО №2: нло скрывается под воду от преследования
Второе видео, которое тоже не в самом лучшем качестве.. ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©