Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого. Демокрит
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Страшная темнота Страшная темнота
Эта страшная темнота, абсолютный мрак в котором нельзя различить ни один силуэт и услышать какой-нибудь звук или шум. Один из самых загадочных паранормальных феноменов ...
Святая Тереза из Авилы Святая Тереза из Авилы
Свидетельства самой Терезы о своих способностях из ее дневника. Свидетельства очевидцев феномена Терезы из Авилы ...
Главная Философия Истинная система Дешана гл25
Истинная система Дешана гл25

Дело в том, что истолкование Всего далеко не всегда носит в «Истинной системе» идеалистический и антидиалектический характер, далеко не всегда в ней эта категория выглядит как чуждая Целому пристройка. В «Системе» неоднократно повторяется, что Все и Целое - два аспекта одного и того же существования. В переписке с Робине Дешан так раскрывает эту формулу: «Имеется два способа рассмотрения существования - в себе и в том, из чего оно состоит.

Если рассматривать его в себе, оно - Все, не предполагающее частей; если рассматривать его в том, из чего оно состоит, оно - Целое, предполагающее части». При этом философ подчеркивает, что Все и Целое суть одно и то же существование, рассмотренное в его противоположных аспектах. Утверждая, что это аспекты одного существования, Дешан прибавляет, что его можно рассматривать, как отвлекаясь от составляющих его частей, так и без такого отвлечения.

Перед нами «Все или Целое, смотря по тому, проводится такое отвлечение или не проводится» (там же). Дешан прямо заявляет, что независимость от частей, характеризующая Все, «есть лишь абстракция», что и Все и Целое - абстракции, выражающие различные стороны действительности. В таком истолковании Все и Целое сливаются, за обеими категориями обнаруживается один и тот же материальный мир.

«Эта совокупность... положительная и отрицательная... составляет ли она одно целое тело? Да... Но, скажут, дайте нам ее ощутить, раз она является телом». Этого, продолжает Дешан, к сожалению, сделать невозможно: ни увидеть, ни осязать эту «массу», это «тело» нельзя. Ее можно только постичь «чувствами согласованности и гармонии», а не тем или иным отдельным органом чувств.

«Она - вы, она - я, она - все, что существует, и представление о ней - тоже она. Я, будучи ею, раскрываю ее» (там же).Итак, человек - та частица материального мира, которая этот мир познает, «раскрывает»; и само человеческое познание принадлежит этому миру, есть его часть, ибо посюсторонний, материальный мир - «единственное существование», вне которого ничего нет.

Но приписывание миру, двумя сторонами которого являются Целое и Все, человеческих черт, разумности, всеведения, короче, вера в то, что мир этот - бог, - это «лишь нагромождение бессмыслиц, а следовательно, и всякого рода трудностей: чтобы найти бытие единое и бытие единственное, надо выйти из лона материи, но выходить за пределы материи не следует» («Тезис IV»).

Здесь Дешан сам решительно опровергает собственные формулировки, в которых Все характеризуется как пребывающее вне реальности, вне материи.Конечно, идеалистические высказывания бенедиктинца (порой производящие впечатление иррациональных, мистических) нельзя рассматривать как прихоть философа или его чудачество. На воззрениях философов XVIII в.

печать их светского образования, изучения достижений современных им естествознания и общественных наук, печать атмосферы салонов, где эти воззрения оживленно обсуждались. На взглядах Дешана (хотя его знакомство с учениями крупнейших мыслителей XVII - XVIII вв. едва ли можно ставить под сомнение) печать ортодоксально-католической выучки, печать монастырской атмосферы, которой он дышал всю свою сознательную жизнь, лишь изредка отлучаясь в Шато дез Орм.

Тому, что многие места в его книге напоминают читателю, где она писалась и кто ее писал, удивляться не приходится.Изумляет то, что монах из Монтрёй-Белле сумел, несмотря на условия, в которых формировалась его мысль, создать оригинальное материалистическое учение, изумляет то, что следы богословия и схоластики, очень ощутимые в форме «Истинной системы», гораздо менее глубоки в ее содержании.

Бенедиктинец умел мыслить самостоятельно и смело, отметая любые табу. Это достаточно ярко обнаруживается и в его мыслях относительно религии.О Библии в «Истинной системе» говорится, что эту книгу написал человек, понятия не имевший о важнейших философских истинах; а о том, что для утверждения христианства разума недостаточно и необходимо прибегнуть к откровению, Дешан говорит, что эта точка зрения нелепа.

Над верой в сотворение мира, в бестелесность и бессмертие души, в загробный мир и воздаяние автор «Истинной системы» открыто насмехается. По его словам, здравомыслящего человека нельзя убедить во всем этом так же, как и в том, что существует бог христианства. То обстоятельство, что множество людей придерживается этой религии, является результатом воспитания и страха.

Эта вера никогда не была и не может быть результатом убеждения.


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Изотопы и строение атомов Изотопы и строение атомов
Поскольку испускание из атомного ядра а-частицы с двумя положительными зарядами сопровождается. . ...
Астрофизика и спектрограф Астрофизика и спектрограф
В этом инструменте изображение звезды, создаваемое телескопом, падает на щель ...
Каким будет воздушно-космический самолет? Каким будет воздушно-космический самолет?
Постановка этого вопроса не означает, что автор может и намеревается дать совершенно определенный ответ ...
Козерог Козерог
У входа в пещеру, над которой сияет Козерог, сидит старик Сатурн (Хронос), у него здесь обитель. В одной руке коса, в другой — песочные.. ...
Космонавт в средневековье Космонавт в средневековье
Фигурка космонавта 20 века на стенах средневекового собора в испанском городе Саламанка ...
Гость из Космоса Гость из Космоса
Три дня назад за полночь по Московскому времени, мимо Земли пронесся метеорит в расстояние от планеты всего в 27000 километров. Как сообщается.. ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©