Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Л.Н.Толстой
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Хрустальные черепа древности Хрустальные черепа древности
Эта история о том, как перед научным миром уже почти сто лет лежит находка, и которую наука пытается безуспешно опровергнуть ...
Виманы - небесные колесницы Древних Богов Виманы - небесные колесницы Древних Богов
Ранним утром, Рама, сел в небесный корабль, и приготовился к старту. Этот корабль большой и прекрасно.. ...
Главная Философия Истинная система Дешана гл22
Истинная система Дешана гл22

Весьма важное место в «Истинной системе» занимает обсуждение вопроса о соотношении категорий причины и следствия.Есть в «Истинной системе» места, говорящие о том, что ее автор догадывался о диалектическом соотношении между причиной и следствием не только в масштабе всей природы в целом, но и в ее отдельных фрагментах. «Причина и следствие, - говорит он, - два коррелята, обладающие существованием только один через другого» («Доб.

», I). На вопрос, как может причина сына - отец существовать через свое следствие, через своего сына, бенедиктинец отвечает, что, не будь у него сына, этот человек не был бы отцом, сын лишь потому сын, что имеет отца, а отец лишь потому отец, что имеет сына.Но как бы ни понималось в «Истинной системе» отношение «причина - следствие» в отдельных частях мира, в применении к миру в целом здесь совершенно однозначно, с непоколебимым постоянством отстаивается спинозовская идея о том, что мир сам себе причина.

Если все, из чего складывается мир, - его следствия, то сам мир - следствие всего, из чего он состоит. Он, следовательно, есть и причина, и следствие. Ни мир не может предшествовать своим частям, ни они не могут ему предшествовать.

В силу этого Дешан - решительный противник креационизма. Вера в бога-творца, существовавшего до своего творения, и в предначертания провидения, неоднократно повторяет он, бессмысленна, «предначертания эти - нелепость, как и слова «до сотворения мира»» (прим. к «Отв. на вопр. 26»). Ведь «вполне разумно» спросить: кто создал творца, существовавшего до создания мира? А на этот вопрос нет разумного ответа, ибо «творец и творение - одно и то же.

Целое точно так же существует через свои части, как эти части существуют через него» («Доб.», I).Таким образом, всецело восприняв спинозовский тезис о природе как причине самой себя, Дешан не характеризует отдельных частей, модификаций материи как лишь ее порождения, творения, а саму материю (Целое) как лишь порождающую свои части или модификации.

Здесь позиция нашего монаха несколько отличается от позиции Спинозы.Спиноза различает порождающую, творящую природу (natura naturans) - «то, что существует в себе и представляется само через себя» [24], то есть материальную основу всех вещей, и сами эти «вещи, которые существуют в боге и без бога не могут ни существовать, ни быть представляемы» [25], - порожденную, сотворенную природу (natura naturata).

У Дешана этого различения нет: порождающая природа и природа порожденная у него одно и то же.Но недаром деятели Просвещения, познакомившиеся при жизни монаха-философа с его системой, указывали на чрезвычайную близость ее к системе автора «Этики». Современный исследователь Поль Верньер находит, что если в совпадении противоположностей, пронизывающем все рассуждения «Истинной системы» об общностях («коллективах»), слышатся отзвуки средневековой мысли - Дунса Скота и Николая Кузанского, - то никаких следов влияния Декарта или Лейбница на Дешана не заметно: «Единственный властитель его дум - Спиноза, и современники на этот счет не заблуждались» [26].

Эта в общем справедливая мысль содержит, однако, известное преувеличение. Трудно начисто отрицать влияние Декарта в учении о том, что человеку «присуща врожденная идея истины» («Предв.

мет. разм.»), в учении об отсутствии абсолютной пустоты, о «вихрях». Но, как видно из сказанного, глубокая печать спинозизма действительно лежит на рассматриваемом учении.


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Гигантские головы Ольмеков Гигантские головы Ольмеков
Если мы отмотаем время на три тысячелетия назад и перенесемся на берег Мексиканского залива, то станем свидетелями зарождения ...
Свидетельство НЛО №11: в районе Москвы Свидетельство НЛО №11: в районе Москвы
Видео 14 июля 2012 года. 4 точки практически зависли в небе в одной части ...
Проклятия фараонов Проклятия фараонов
Строителей пирамид всегда волновала проблема сохранности имущества фараонов ...
Естественный отбор Естественный отбор
На этом этапе развития жизнь должна была висеть на волоске ...
Карты Таро Уэйта Карты Таро Уэйта
Это самая популярная и самая распространенная колода карт Таро, разработанная очень.. ...
Говорящие кресты Майя Говорящие кресты Майя
1847 год. Чан, деревня Майя. Все жители собрались вокруг креста. Все Майя были потрясены происходившим.. ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©