Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Декарт
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Виманы - небесные колесницы Древних Богов Виманы - небесные колесницы Древних Богов
Ранним утром, Рама, сел в небесный корабль, и приготовился к старту. Этот корабль большой и прекрасно.. ...
Загадочные рисунки на камнях Ики Загадочные рисунки на камнях Ики
В 150 километрах от пустыни Наска находится город Ика, где уже на протяжении нескольких десятилетий находят черные древние камни с загадочными рисунками ...
Главная Философия Истинная система Дешана гл22
Истинная система Дешана гл22

Весьма важное место в «Истинной системе» занимает обсуждение вопроса о соотношении категорий причины и следствия.Есть в «Истинной системе» места, говорящие о том, что ее автор догадывался о диалектическом соотношении между причиной и следствием не только в масштабе всей природы в целом, но и в ее отдельных фрагментах. «Причина и следствие, - говорит он, - два коррелята, обладающие существованием только один через другого» («Доб.

», I). На вопрос, как может причина сына - отец существовать через свое следствие, через своего сына, бенедиктинец отвечает, что, не будь у него сына, этот человек не был бы отцом, сын лишь потому сын, что имеет отца, а отец лишь потому отец, что имеет сына.Но как бы ни понималось в «Истинной системе» отношение «причина - следствие» в отдельных частях мира, в применении к миру в целом здесь совершенно однозначно, с непоколебимым постоянством отстаивается спинозовская идея о том, что мир сам себе причина.

Если все, из чего складывается мир, - его следствия, то сам мир - следствие всего, из чего он состоит. Он, следовательно, есть и причина, и следствие. Ни мир не может предшествовать своим частям, ни они не могут ему предшествовать.

В силу этого Дешан - решительный противник креационизма. Вера в бога-творца, существовавшего до своего творения, и в предначертания провидения, неоднократно повторяет он, бессмысленна, «предначертания эти - нелепость, как и слова «до сотворения мира»» (прим. к «Отв. на вопр. 26»). Ведь «вполне разумно» спросить: кто создал творца, существовавшего до создания мира? А на этот вопрос нет разумного ответа, ибо «творец и творение - одно и то же.

Целое точно так же существует через свои части, как эти части существуют через него» («Доб.», I).Таким образом, всецело восприняв спинозовский тезис о природе как причине самой себя, Дешан не характеризует отдельных частей, модификаций материи как лишь ее порождения, творения, а саму материю (Целое) как лишь порождающую свои части или модификации.

Здесь позиция нашего монаха несколько отличается от позиции Спинозы.Спиноза различает порождающую, творящую природу (natura naturans) - «то, что существует в себе и представляется само через себя» [24], то есть материальную основу всех вещей, и сами эти «вещи, которые существуют в боге и без бога не могут ни существовать, ни быть представляемы» [25], - порожденную, сотворенную природу (natura naturata).

У Дешана этого различения нет: порождающая природа и природа порожденная у него одно и то же.Но недаром деятели Просвещения, познакомившиеся при жизни монаха-философа с его системой, указывали на чрезвычайную близость ее к системе автора «Этики». Современный исследователь Поль Верньер находит, что если в совпадении противоположностей, пронизывающем все рассуждения «Истинной системы» об общностях («коллективах»), слышатся отзвуки средневековой мысли - Дунса Скота и Николая Кузанского, - то никаких следов влияния Декарта или Лейбница на Дешана не заметно: «Единственный властитель его дум - Спиноза, и современники на этот счет не заблуждались» [26].

Эта в общем справедливая мысль содержит, однако, известное преувеличение. Трудно начисто отрицать влияние Декарта в учении о том, что человеку «присуща врожденная идея истины» («Предв.

мет. разм.»), в учении об отсутствии абсолютной пустоты, о «вихрях». Но, как видно из сказанного, глубокая печать спинозизма действительно лежит на рассматриваемом учении.


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Куда смотрели звезды Куда смотрели звезды
«Ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович. Вообще вы все мне так надоели, что я выразить вам этого не могу, и так счастлива, что с вами расстаюсь.. ...
Стрелец Стрелец
Его изображают в виде кентавра, получеловека-полулошади, поражающего цель. Лошадиная часть туловища представляет низшие черты, человеческая.. ...
Легендарный Вавилон Легендарный Вавилон
Довольно долгое время ученые считали предание о Вавилонской башне лишь символической легендой о человеческой заносчивости ...
Загадки аномальных мест Загадки аномальных мест
«Гора мертвецов» - так переводится с языка манси Холат Сяхыл - название высоты №1079 на Северном Урале. Время от времени она подтверждает свое право ...
Филиппинские хилеры Филиппинские хилеры
Много слухов и сказок существует о филиппинских хилерах. Где здесь, правда, а где ложь ...
Микстура по лунному графику Микстура по лунному графику
Познакомимся теперь с одним практичным методом профилактики и лечения некоторых недугов. Он не требует ни гороскопа.. ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©