Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови. Джордж Байрон
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Хрустальные черепа древности Хрустальные черепа древности
Эта история о том, как перед научным миром уже почти сто лет лежит находка, и которую наука пытается безуспешно опровергнуть ...
Манускрипт Войнича (Оригинал) Манускрипт Войнича (Оригинал)
Манускрипт Войнича - это очень старая книга, написанная более 400 лет назад ...
Главная Философия Истинная система Дешана гл19
Истинная система Дешана гл19

Таким образом, при всей противоречивости «Истинной системы» ее основу образует материализм.Если трактовка соотношения свободы и необходимости в «Истинной системе» есть шаг назад по сравнению с трактовкой этой проблемы у Спинозы, то дешановское решение проблемы: необходимость - случайность - представляет собой, несомненно, шаг вперед по отношению к концепции голландского мыслителя.В «Этике», как известно, провозглашается, что «в природе нет ничего случайного», что в ней «все предопределено» [18].

Французские материалисты XVIII в. в этом вопросе следовали за Спинозой. «.. Все, что мы наблюдаем, - писал Гольбах, - необходимо или не может быть иначе, чем оно есть... В вихре пыли, поднятом бурным ветром... нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно» [19]. Жизнь человека от его рождения до смерти - «это линия, которую мы должны по повелению природы описать.

.. не имея возможности удалиться от нее ни на один момент» (там же, стр 111), потому что «нет случая, нет ничего случайного в этой природе» (стр. 46).17 Материалистической признают основу философии Дешана почти все советские авторы, писавшие о нем: С. Васильев (в вышеупомянутом предисловии), Е.

Д. Зайцева (БСЭ, изд. 1-е, т. 21), авторы «Истории философии» (т. II. М., 1941, стр. 432 - 436), В. П. Волгин («Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке». М., 1958, стр. 341 - 355), М. X. Рабинович (Философ, энцикл., т. 1; БСЭ, изд. 3-е, т. 8). Лишь Б. Ф. Поршнев видит в «Истинной системе» систему объективного идеализма (Мелье, Морелли, Дешан. «Век просвещения». М., 1970, стр.

213). Вслед за Боссиром Дешана считают идеалистом многие зарубежные ученые, в том числе упомянутая А. Мариетти и Шарль Ри (Ch. Richs. Les philosophies utopistes. Paris, 1970, p. 213). Но Жан Валь считает его материалистом (J. Wahl. Tableau de la philosophie francaise. Paris, 1946, p. 82).А Дешан считает, что когда люди верят в предопределение, то это следствие того, что такую веру проповедуют людям для предотвращения их недовольства и отчаяния.

Веря в предопределенность всех событий в природе, люди так же заблуждаются, как и тогда, когда «верят в то, что дни наши сочтены... в то, будто ничто не может ни продлить, ни сократить их» (прим. к «Доб.», I). Дешан утверждает, что Целое есть «бытие необходимое, тогда как они (его части. - В. Б.) в меньшей мере, чем оно, необходимы, они рассматриваются как случайные» («Отв.

на вопр. 25»). И тут же философ прибавляет: «Так как в природе ничто не предвидено и ничто не предопределено, то все в ней - пока не произойдет - случайно, а произойдя, становится происшедшим по необходимости» (прим. к «Отв. па вопр. 25»), хотя «ни одному событию, даже если оно наступает, не присуща строго данная форма, в которой это событие совершается» («Мор.

расс», ч. II, XIII).Отрицая фатальную предопределенность каждого единичного явления, Дешан вместе с тем многократно повторяет, что все эти единичные явления, хотя и случайные, совершаются по объективно действующим законам (прим. к «Отв. па вопр. 26»). Дешан, двигаясь как бы на ощупь в поисках решения этой трудной проблемы, приближается к диалектической мысли о том, что закон, необходимость, реализуется лишь в целом, для множества событий, каждое из которых, более или менее отклоняясь от закона, случайно.

Здесь мы подошли к весьма своеобразной диалектике Дешана.Нельзя не признать диалектическими изложенные выше мысли: что в объективной действительности общее существует лишь в единичном и через единичное, а единичное - лишь в общем и через общее; что каждая часть природы - результат прочих частей, а они в той пли иной степени результат воздействий данной части; что природа - это не только тела, но и отношения - и между частями внутри «коллективов», и между «коллективами», и между Целым и его частями; что любое тело - «коллектив», другими словами, что материя бесконечно делима; что всякое целое обладает характеристиками, каких не имеют его части.






Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Прогноз судьбы на завтра Прогноз судьбы на завтра
Выяснить цель своей жизни, конечно, неплохо. Однако жизнь наша складывается из отдельных дней куда с более прозаическими задачами. Поэтому.. ...
Malleus Maleficarum или Молот ведьм (Перевод) Malleus Maleficarum или Молот ведьм (Перевод)
Книга впервые опубликована в 1486 году. Служила руководством для охоты на ведьм ...
Чертежи Леонардо да Винчи (Оригинал) Чертежи Леонардо да Винчи (Оригинал)
Небольшое количество зарисовок, схем, набросков и чертежей Леонардо да Винчи. Взято из различных его рукописей и дневников ...
Древняя запись знаний: загадка треугольников Древняя запись знаний: загадка треугольников
В заполярной Игарке обнаружено много обломков халцедона, имеющих странные поверхности или подозрительно ровную шлифовку, сродни нынешней лазерной ...
Древняя фанагория Древняя фанагория
Вот уже несколько десятилетий работают археологи на Таманском полуострове. Однако самые удивительные открытия поджидали их во время раскопок гигантского ...
Мезоны Мезоны
Пытаясь объяснить удивительные силы, которые связывают между собой частицы, входящие в состав ядра, японский физик Юкава в 1935 г. постулировал. . ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©