Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Все суета сует. Все тщета и ловля ветра. Соломон
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Тайна глиняных табличек Тайна глиняных табличек
Шесть тысяч лет назад в Месопотамии существовала удивительная цивилизация шумеров. О них известно совсем немного, хотя было.. ...
Каменные шары в Сельве Каменные шары в Сельве
Коста-Рика, местность Пальмар, недалеко от границы с Панамой, находится несколько десятков каменных.. ...
Главная Философия Истинная система Дешана гл19
Истинная система Дешана гл19

Таким образом, при всей противоречивости «Истинной системы» ее основу образует материализм.Если трактовка соотношения свободы и необходимости в «Истинной системе» есть шаг назад по сравнению с трактовкой этой проблемы у Спинозы, то дешановское решение проблемы: необходимость - случайность - представляет собой, несомненно, шаг вперед по отношению к концепции голландского мыслителя.В «Этике», как известно, провозглашается, что «в природе нет ничего случайного», что в ней «все предопределено» [18].

Французские материалисты XVIII в. в этом вопросе следовали за Спинозой. «.. Все, что мы наблюдаем, - писал Гольбах, - необходимо или не может быть иначе, чем оно есть... В вихре пыли, поднятом бурным ветром... нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно» [19]. Жизнь человека от его рождения до смерти - «это линия, которую мы должны по повелению природы описать.

.. не имея возможности удалиться от нее ни на один момент» (там же, стр 111), потому что «нет случая, нет ничего случайного в этой природе» (стр. 46).17 Материалистической признают основу философии Дешана почти все советские авторы, писавшие о нем: С. Васильев (в вышеупомянутом предисловии), Е.

Д. Зайцева (БСЭ, изд. 1-е, т. 21), авторы «Истории философии» (т. II. М., 1941, стр. 432 - 436), В. П. Волгин («Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке». М., 1958, стр. 341 - 355), М. X. Рабинович (Философ, энцикл., т. 1; БСЭ, изд. 3-е, т. 8). Лишь Б. Ф. Поршнев видит в «Истинной системе» систему объективного идеализма (Мелье, Морелли, Дешан. «Век просвещения». М., 1970, стр.

213). Вслед за Боссиром Дешана считают идеалистом многие зарубежные ученые, в том числе упомянутая А. Мариетти и Шарль Ри (Ch. Richs. Les philosophies utopistes. Paris, 1970, p. 213). Но Жан Валь считает его материалистом (J. Wahl. Tableau de la philosophie francaise. Paris, 1946, p. 82).А Дешан считает, что когда люди верят в предопределение, то это следствие того, что такую веру проповедуют людям для предотвращения их недовольства и отчаяния.

Веря в предопределенность всех событий в природе, люди так же заблуждаются, как и тогда, когда «верят в то, что дни наши сочтены... в то, будто ничто не может ни продлить, ни сократить их» (прим. к «Доб.», I). Дешан утверждает, что Целое есть «бытие необходимое, тогда как они (его части. - В. Б.) в меньшей мере, чем оно, необходимы, они рассматриваются как случайные» («Отв.

на вопр. 25»). И тут же философ прибавляет: «Так как в природе ничто не предвидено и ничто не предопределено, то все в ней - пока не произойдет - случайно, а произойдя, становится происшедшим по необходимости» (прим. к «Отв. па вопр. 25»), хотя «ни одному событию, даже если оно наступает, не присуща строго данная форма, в которой это событие совершается» («Мор.

расс», ч. II, XIII).Отрицая фатальную предопределенность каждого единичного явления, Дешан вместе с тем многократно повторяет, что все эти единичные явления, хотя и случайные, совершаются по объективно действующим законам (прим. к «Отв. па вопр. 26»). Дешан, двигаясь как бы на ощупь в поисках решения этой трудной проблемы, приближается к диалектической мысли о том, что закон, необходимость, реализуется лишь в целом, для множества событий, каждое из которых, более или менее отклоняясь от закона, случайно.

Здесь мы подошли к весьма своеобразной диалектике Дешана.Нельзя не признать диалектическими изложенные выше мысли: что в объективной действительности общее существует лишь в единичном и через единичное, а единичное - лишь в общем и через общее; что каждая часть природы - результат прочих частей, а они в той пли иной степени результат воздействий данной части; что природа - это не только тела, но и отношения - и между частями внутри «коллективов», и между «коллективами», и между Целым и его частями; что любое тело - «коллектив», другими словами, что материя бесконечно делима; что всякое целое обладает характеристиками, каких не имеют его части.






Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Теория палеоконтакта Теория палеоконтакта
Далекие путешествия сквозь вселенную к другим мирам, планетам, другим формам жизни, и иным технологиям, которые были оставлены древними развитыми цивилизациями ...
Святая Тереза из Авилы Святая Тереза из Авилы
Свидетельства самой Терезы о своих способностях из ее дневника. Свидетельства очевидцев феномена Терезы из Авилы ...
Полеты Иосифа из Купертино Полеты Иосифа из Купертино
Невероятная способность Иосифа Деза, засвидетельствованная многими посетителями и случайными людьми многократно на улицах и во время службы ...
Инстинкт - сложная форма поведения животных Инстинкт - сложная форма поведения животных
Обзор животного мира показал, какую большую роль в развитии жизни животных и их. . ...
Сборник древних свитков, папирусов и табличек Сборник древних свитков, папирусов и табличек
В этом сборнике представлены изображения различных древних египетских папирусов, индийских и .. ...
Люди-рыбы – это миф или реальность? Люди-рыбы – это миф или реальность?
В свое время, в журнале “Энигмас” был опубликован рассказ журналиста Икера Хименеса Элизари ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©