Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно, стремительно. Н.К.Рерих
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Святая Тереза из Авилы Святая Тереза из Авилы
Свидетельства самой Терезы о своих способностях из ее дневника. Свидетельства очевидцев феномена Терезы из Авилы ...
Страшная темнота Страшная темнота
Эта страшная темнота, абсолютный мрак в котором нельзя различить ни один силуэт и услышать какой-нибудь звук или шум. Один из самых загадочных паранормальных феноменов ...
Главная Философия Трактат о принципах человеческого знания гл181
Трактат о принципах человеческого знания гл181

Ибо в конце концов первого места среди наших занятий заслуживает размышление о боге и нашем долге. Главнейшей задачей и целью моих трудов было побудить к тому; равным образом я сочту эти труды вполне бесполезными и бесплодными, если сказанное мной не в состоянии внушить моим читателям благочестивого чувства присутствия бога и, показав ложность и тщетность тех бесплодных умозрений, которые составляют главное занятие ученых мужей, лучше расположить их к благоговению и к признанию спасительных истин Евангелия, в познании и исполнении которых заключается высшее совершенство человеческой природы.

Примечани1. Эта работа – главное теоретическое сочинение Джорджа Беркли(1685-1753). Она была впервые опубликована в мае 1710 г. в Дублине. Книга не вызвала большого интереса у читателей, а отдельные отклики носили сдержанно негативный характер.

О философии автора заговорили только после публикации "Алсифрона..." (1732), и Беркли тогда решил переиздать "Трактат...", что он и осуществил в Лондоне в 1734 г. Еще одно переиздание "Трактата..." состоялось в 1776 г., после чего он публикуется во всех собраниях сочинений Беркли, начиная с 1784 г. К 1869 г. относится первое издание "Трактата.

.." в переводе на немецкий язык. Имеются переводы на французский, итальянский, датский, испанский и польский языки. Здесь использован русский перевод Е.Ф. Дебольской (СПб., 1905), заново сверенный А.Ф. Грязновым с английским текстом в "The Works of George Berkeley..."(vol.2. London,1949, p.21-113). Ряд фрагментов "Трактата о принципах человеческого знания" (из §1, 3, 4, 5, 8, 9, 24, 35-37, 59, 65, 66, 80, 84, 86,92,94,96) дается нами в переводе В.

И. Ленина, сделанном по т.1 издания "The Works of George Berkeley, D.D. Formerly Bishop of Cloyne" (in 4 vols., ed. A.C. Eraser. Oxford, 1871). См. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т.18, с.15-24.2. В состав "Трактата..." кроме Введения входит только первая часть. По словам Беркли, он написал вторую часть, в которой рассматривались преимущественно вопросы этики и о которой есть прямые или косвенные упоминания во фрагментах 508, 807 и 878 "Философских заметок" и в §144 первого издания "Трактата.

..". В ноябре 1729 г. Беркли в письме Самюэлю Джонсону объяснил, что рукопись второй части "Трактата..." была утеряна во время его поездки в Италию 14 лет назад.

В фрагменте 583 "Философских заметок", а также косвенно в §131 и 132 "Трактата..." имеется упоминание о третьей части, основные идеи которой использованы в сочинении "О движении..." (1721). Соответственно содержание "Аналитика..." (1734) дает представление о проблемах, которые Беркли намеревался осветить в никогда им не написанной четвертой части "Трактата...".3. Имеется в виду Локк.

4. Речь идет о философах-картезианцах.5. Последние три предложения добавлены во 2-м издании (1731), но похожие мысли содержались уже в "Трех разговорах...".6. Последняя фраза опущена во 2-м издании. 7. См. Локк Д. Опыт о человеческом разуме (кн. II, гл. 7, §7; гл. 16, §1).8. Под скептиками здесь подразумеваются люди, отрицающие реальность непосредственных объектов чувств.

9. Перевод латинского выражения "Loquendum est ut plures, sentiendum ut pauci", принадлежащего Августину Нифу (Augustinus Niphus), итальянскому философу XVI в., комментатору Аристотеля.10. Да будет (лат.).11. Речь идет о доктрине окказионализма, главным представителем которой был Никола Мальбранш (Malebranche Nicolas, 1638-1715).12. Имеется в виду главным образом Н. Мальбранш.13. Во 2-м издании здесь добавлено: "Мы познаем наше собственное существование внутренним восприятием, или рефлексией, а существование других духов – разумом.

Мы можем сказать, что имеем некоторое знание или понятие о пашем собственном уме, о духах и деятельных существах, о которых, в строгом смысле слова, не имеем идей. Таким же образом мы знаем и имеем понятие об отношениях между вещами или идеями, которые (отношения) отличаются от соотносящихся идей или вещей, поскольку последние могут быть нами воспринимаемы без восприятия первых.

Мне кажется, что идеи, духи и отношения составляют, каждые в своем роде, предметы человеческого познания и речи и что термин "идея" неправильно расширяется для обозначения всего, что мы можем знать или о чем можем иметь понятие".14. Во 2-м издании от начала §108 до этого места текст выпущен.

15. Речь идет о трактате Ньютона "Математические начала натуральной философии"; под соседней нацией имеются в виду англичане.16. Т.е. эксперимента с вращающейся корзиной (см. об этом: Ward J. Naturalism and Agnosticism, vol. 1. N. Y., 1899, p. 73).17. В частности, говорится о Локке.18. Пустяковые трудности (лат.).19. Во 2-м издании здесь добавлено: "Мне кажется, что нельзя, строго говоря, сказать, будто мы имеем идею деятельного существа или деятельности, хотя можно сказать, что мы имеем о нем понятие (notion).

У меня есть некоторое знание или понятие о моем духе и его действиях над идеями, поскольку я знаю или понимаю, что подразумевается под этими словами. Что я знаю, о том я имею понятие. Я не хочу сказать, что термины "идея" и "понятие" не могут употребляться как однозначные, если люди того желают, но употребление различных названий для весьма различных вещей ведет к ясности и определенности.

Но будет ли слово "идея" распространено на духи, отношения и действия, это в конце концов есть дело словесного соглашения".20. Имеется в виду учение Мальбранша.21. Деян., 17,27.


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Свидетельство НЛО №12: съемки НАСА Свидетельство НЛО №12: съемки НАСА
Видео-нарезка с различных съемок НАСА ...
Шумеры. Начало истории Шумеры. Начало истории
Цивилизация шумеров - одна из самых загадочных древних цивилизаций о которой известно совсем немногое. Но то, что о ней знаем, просто поражает ...
Манускрипт Войнича (Оригинал) Манускрипт Войнича (Оригинал)
Манускрипт Войнича - это очень старая книга, написанная более 400 лет назад ...
Цивилизация древних персов Цивилизация древних персов
Одна из величайших и древнейших мировых цивилизаций Персия поистине загадочна и уникальна и является объектом пристального внимания многих историков ...
Богиня ночного света Богиня ночного света
Если Аполлон олицетворял Солнце, то его сестра Диана — Луну. Древние видели в этой весьма почитаемой планете гораздо больше, чем можно разглядеть даже в самый сильный телескоп. С ней.. ...
Висячие сады Семирамиды Висячие сады Семирамиды
Мы продолжаем рассказ о великих творениях человеческого гения, чудесах света. Фалона Византийский был первый человек, который классифицировал и описал чудеса света ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©