Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Все суета сует. Все тщета и ловля ветра. Соломон
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Виманы - небесные колесницы Древних Богов Виманы - небесные колесницы Древних Богов
Ранним утром, Рама, сел в небесный корабль, и приготовился к старту. Этот корабль большой и прекрасно.. ...
Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал) Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал)
По легенде монах, чтобы написать книгу за одну ночь, заключил сделку с дьяволом в обмен на свою душу и изображение дьявола на одной из страниц книги (на 290 стр) ...
Главная Философия Об истине. Прослогион. Комментарии ч4
Об истине. Прослогион. Комментарии ч4

Глава 3.О том, что небытие Бога помыслить невозможно. То небытие, чего возможнопомыслить, не есть БогВышесказанное справедливо в такой степени, что небытие этой сущностиневозможно и помыслить. Ибо мыслимо нечто, о чем нельзя даже помыслить, чтоего нет, и это больше, чем если о чем-либо можно помыслить, что его нет.Ведь если то, более чего нельзя ничего помыслить, может быть помыслено както, чего нет, из этого следует, будто бы то самое, более чего нельзя ничегопомыслить, не есть то, более чего нельзя ничего помыслить; а это явноепротиворечие.

Итак, воистину есть то, более чего нельзя ничего помыслить, ипритом так, что его небытия и помыслить невозможно. И это Ты, Господи, Боженаш! Итак, столь воистину обладаешь Ты бытием, Господи, Боже мой, чтонебытия Твоего нельзя помыслить.

Так и быть должно: ведь если бы некий умвозмог помыслить нечто совершеннее Тебя, творение вознеслось бы превышеТворца и судило его, что весьма противно рассудку. Притом все иное, кромеТебя одного, можно помыслить как несуществующее; итак, лишь Ты одинобладаешь бытием в истиннейшем смысле и постольку в наибольшей степени,коль скоро любая иная вещь пребывает не столь истинно, а, значит, имеет всебе меньше бытия.

Так почему же сказал безумец в сердце своем: "нет Бога", если для каждогоразумного духа так самопонятно, что Ты сравнительно со всем в наибольшейстепени обладаешь бытием? Почему, если не потому, что он глупец и безумец?Глава 4.О том, что безумец сказал в сердце своем нечто, чего невозможно помыслить.Вещь может быть помыслена двояким способом: 1. Когда бывает помысленообозначающее ее речение; 2.

Когда бывает помыслена сама вещь. Первымспособом небытие Божие может быть помыслено, вторым -- не может.В самом деле, каким образом сказал безумец в сердце своем то, чегоневозможно помыслить? Или каким образом он не мог помыслить того, чтосказал в сердце своем? Ведь сказать в сердце своем и помыслить есть одно ито же. Здесь противоречие: он действительно помыслил, коль скоро сказал всердце своем; и он не сказал в сердце своем, коль скоро не помыслил.

Носказать в сердце своем, или помыслить, можно разными способами. Одно делопомыслить вещь, мысля обозначающее ее речение; другое дело -- уразумевасамое вещь как таковую. Первым способом возможно помыслить, что Бога нет,но вторым никак невозможно. Никто разумеющий, что суть огонь и вода, неможет помыслить: "огонь есть вода", -- держа в мысли вещи, хотя может этосделать, держа в мысли речения.

Равным образом никто, разумеющий, что такоеБог, не может помыслить, что Бога нет, хотя бы он говорил эти слова всердце своем, прибегая ли к внешнему изъявлению или обходясь без него. ВедьБог есть то, более чего нельзя ничего помыслить. Тот, кто хорошо разумеетэто, во всяком случае разумеет, что по свойствам бытия Бога его небытиенельзя даже помыслить.

Благодарю Тебя, благий Господи, благодарю Тебя; ибочему я прежде веровал, получив от Тебя веру, то ныне разумею, получив отТебя озарение. И теперь, если бы даже я не пожелал веровать, что Ты еси,не смог бы не разуметь, что это так.Глава 14.Как и почему Бог и видим, невидим для взыскующих ЕгоНашла ли ты, душа моя, что искала?

Ты искала Бога, и ты нашла , что Он естьвысочайший предел всех вещей, совершеннее которого ничего нельзя помыслить;и что Он есть сама Жизнь, сам Свет, сама Премудрость, сама Благость, самивечное Блаженство и блаженная Вечность; и что пребывает Он повсюду ивсегда. Так вот: если не нашла ты Бога твоего, как же возможно, что тынашла все вышесказанное и уразумела это с такой непреложной подлиностью и стакой подлинной непреложностью?

Если же нашла, -- в чем причина, что ты неощущаешь Того, кого нашла? Почему не ощущает Тебя, Господи Боже, душа моя,если нашла она Тебя? Или она не нашла Того, о ком, однако, нашла что онесть свет и истина? Как же уразумела она это иначе, нежели увидав свет иистину? Да и могла ли она вообще уразуметь о Тебе нечто, кроме как черезТвой свет и через Твою истину (Пс.

42, 3)? Но если она видела свет иистину, она видела Тебя; если же не видела Тебя, не видела ни света, ниистины. Или увиденное ею было и светом, и истиной, и все же она не увиделаТебя, поскольку видела Тебя лишь немного, но не узрела Тебя, как Ты еси (Iпосл. Иоанна, 3, 2)? Господи, Боже мой, сотворивший и претворивший меня,скажи взыскующей душе моей, что же Ты еси сверх того, что она видела, дабыона ясно видела, чего взыскует.

Усиливается она увидеть больше и не видитничего помимо уже увиденного, разве что мрак; вернее же, она не тьму видит,ибо нет в Тебе тьмы, но видит, что не может более видеть по причинесобственной омраченности. Почему так, Господи, почему так? Омрачено ли окоее слабостью своей или ослеплено Твоим блистанием? Точно, оно и в себеомрачено, и от Тебя ослеплено; потемнено оно своею малостью, и подавленоТвоею безмерностью; несомнительно, оно утесняется узостью своею иодолевается пространностью Твоею!

Ибо каков этот Свет, из которогопросиявает духу разумному всяческая истина? Сколь пространна эта Истина,вмещающая внутри себя все, что только не есть истинного и вне которойобретаются только ничто и лживость? Сколь безмерна она, что единым взглядомозирает все сотворенное, она, которой и через которую, и по действиюкоторой все было сотворено из ничего?

Сколько в ней чистоты? сколькопростоты? сколько непреложности и блистательности? О, без сомнения, больше,чем творение способно уразуметь.Глава 16. О "свете неприступном" (I Тимоф., 6, 16), в котором обитает БогВоистину, Господи, свет этот неприступен, в котором Ты обитаешь; воистину,нет ничего, что могло бы проникнуть в него и рассмотреть Тебя в нем.

Воистину, его я не вижу, ибо слишком ярок он для меня; и все же все, чтовижу, я вижу в нем, как слабое око видит все им видимое в свете солнца,хотя взирать на само солнце и не может. Не в силах ум мой приступить кнему, слишком блистающему, не в силах уловить его, не выносит око души моейпродолжительного всматривания в него; оно слепимо блистанием, одолеваемопространностью, подавляемо безмерностью, постыжаемо полнотою.

О светевысочайший и неприступный! О полная, о блаженная Истина! Как далеко Ты отменя, который так близок к Тебе! Как отрешена Ты от моего взгляда, междутем как я так подставлен Твоему! Без сомнения, Ты всецело здесь, я же невижу Тебя. В Тебе "движусь я и есмь" (Деяния апостолов, 17, 28), и к Тебене могу приступить.

Ты во мне и вокруг меня, а я Тебя не ощущаю.Глава 17.О том, что благозвучие, благоухание, сладость, мягкость и красотаобретаются в Боге некоторым неизъяснимым образомДоселе скрываешься Ты, Господи, от души моей во свете и блаженстве Твоем;оттого и пребывает она доселе во мраке и убожестве своем. Озирается она ине видит красоты Твоей; прислушивается и не распознает сладости Твоей;осязает и не распознает мягкости Твоей.

Ибо все это есть в Тебе, ГосподиБоже, приличным для Тебя неизъяснимым образом, Ты же вложил это всотворенные Тобою вещи приличным для них чувственным образом; но огрубели,но омертвели, но притупились чувствования души моей от застарелого недугагреховного.Глава 18.О том, что Бог есть жизнь, премудрость, вечность и всякое истинное благо.

Все, что составлено из частей не являет собою полного единства и может бытьразъято действием или мыслью. Премудрость, вечность и т. п. не суть в Богеего части, но единое, и сама целокупность, которая есть Бог, или самоединство, не могущее быть разъято даже в мыслиВот вновь смятение; вот вновь взыскующий радости и веселия встреченгорестию и печалию!

Уже чаяла душа моя насытиться и вот вновь обретаетсалкать. Уже мнил я, что вкусил явств, и вот глад мой сильнее, нежелипрежде. Усиливался я взойти к свету Божию, и ниспал вспять, во тьму мою.Вернее же сказать, не теперь ниспал я в нее, но лишь восчувствовал свое внее погружение; ниспал же я прежде, нежели зачала меня матерь моя.Воистину, во тьме я зачат (Пс. 50, 7) и погруженным во тьму родился.

Воистину, все мы пали в лице того, "в ком все согрешили" (К римл., 6, 12).В нем все мы утратили то, что он имел без труда, утратил же на горе себе инам; ныне, когда мы хотим искать утраченное, мы его не ведаем, когда ищемне обретаем, а когда обретаем, это не то, что мы искали. "Господи, взыскаля лица Твоего; буду искать лица Твоего, Господи; не скрой от меня лицаТвоего!

" (Пс. 26, 8-9). Подними меня от меня к Тебе. Очисти, исцели,изощри, просвети око ума моего, да возможет оно воззреть на Тебя. Пустьсоберет расточенные свои силы душа моя, и всем разумением своим пустьсызнова вперится она в Тебя, Господи. Что Ты еси, Господи, что Ты еси, какдолжно сердце мое разуметь о Тебе? Истинно, Ты еси жизнь, и премудрость, иправда, и благость, и блаженство, и вечность, и всякое истинное благо.

Блага эти множественны, и бедный ум мой бессилен узреть их все единымвзглядом, дабы усладиться ими всеми одновременно. Как же, Господи, Ты есивсе это? Быть может, это части Твои? или, вернее, каждое из них есть Ты вовсей Твоей целокупности? Все,что составлено из частей, не являет собоюбезусловного единства, но до некоторой степени множество, не тождественноесамому себе и могущее быть разъятым либо в действии, либо в мысли; но Тебе,совершеннее которого нельзя ничего помыслить, это чуждо.

Итак, нет в Тебечастей, Господи, нет в Тебе и множественности, но Ты столь целокупен исамотождественен, что ни в чем не являешь неподобия самому себе; Ты -- самоЕдинство, не делимое ни для какой мысли. Следственно, и жизнь, ипремудрость, и прочие совершенства -- не части Твои, но все они суть едино,и каждое из них есть вся Твоя целокупность, объемлющая все остальные.

Ноколь скоро ни Ты не имеешь частей, ни вечность Твоя, которая есть Ты жесам, их не имеет, следственно, нигде в пространстве и никогда во времени ниТы, ни вечность Твоя не даны как часть; но Ты целокупно присутствуешь вовсяком месте, и вечность Твоя целокупно присутствует во всяком мгновении.

http://filosof.historic.ru/


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Некрономикон Лавкрафта (Перевод) Некрономикон Лавкрафта (Перевод)
Некрономикон - книга, которая изначально называлась Аль Азиф. Автор ее Лавкрафт, который как изначально считалось, написал ее.. ...
Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал) Codex Gigas или Библия Дьявола (Оригинал)
По легенде монах, чтобы написать книгу за одну ночь, заключил сделку с дьяволом в обмен на свою душу и изображение дьявола на одной из страниц книги (на 290 стр) ...
Каменные шары в Сельве Каменные шары в Сельве
Те самые известные древние артефакты в Сельве неизвестного происхождения ...
От хиромантии - к дерматоглифике От хиромантии - к дерматоглифике
Профессор занялся изучением дерматоглифов — рисунков на коже пальцев рук и ног. Правда, изучал он не столько линии, которые интересуют.. ...
Негритянский вопрос Негритянский вопрос
Если бы вы могли побеседовать с группой североамериканцев, сочувствующих борьбе негров за свои права, то, к своему удивлению, смогли.. ...
Космонавт в средневековье Космонавт в средневековье
Фигурка космонавта 20 века на стенах средневекового собора в испанском городе Саламанка ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©