Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого уменья. В.Ключевский
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Виманы - небесные колесницы Древних Богов Виманы - небесные колесницы Древних Богов
Ранним утром, Рама, сел в небесный корабль, и приготовился к старту. Этот корабль большой и прекрасно.. ...
Страшная темнота Страшная темнота
Эта страшная темнота, абсолютный мрак в котором нельзя различить ни один силуэт и услышать какой-нибудь звук или шум. Один из самых загадочных паранормальных феноменов ...
Главная Философия Об истине. Прослогион. Комментарии ч1
Об истине. Прослогион. Комментарии ч1

"Об истине" - Согласно Шмидту, этот диалог был создан в период с 1080 по1085 г. Ансельм в это время -- аббат в Беке. Предмет диалога -- поископределения истины. В этом диалоге наиболее отчетливо проявляетсхарактерная для метода Ансельма тенденция отыскивать и интерпретироватьонтологические параллелизмы между различными видами природных и культурныхпроцессов. Перевод выполнен по изданию Шмидта (1968), сверен с английскимпереводом Хопкинса и Ричардсона (1967).

1... никакой непрерывностью стиля (dictaminis). -- "непрерывность стиля",или "диктовки", была бы, вероятно, если бы три диалога были объединеныодной драматической "рамкой".2... "... нельзя замкнуть никаким началом или концом". -- Ср.:"Монологион", гл. XVIII, 33, 9.3... в высказывании. -- "Enuntiatione". Ансельм вслед за Боэциемупотребляет термины: "oratio", "enuntiatio", "propositio" как синонимы.

Общую теорию "истинного высказывания" как высказывания, обозначающегосуществующее как существующее и несуществующее как несуществующее, онзаимствует у Боэция, из его комментария к аристотелевскому трактату "Обистолковании". Аристотелевское определение "высказывающей речи" (мы такпередаем oratio), воспроизведенное Боэцием и Ансельмом, см.

: "Обистолковании", 16b27, далее.4... высказанная вещь (res enuntiata). -- На это место Шмидт приводитважную цитату из боэциева комментария к "Категориям": "Из тех, чтоприводятся друг к другу (convertuntur) согласно последовательности сущности(secundum essentiae consequentiam), то, что в каком-то смысле являетспричиной другого, правильно называется "первейшим по природе" (priusnatura).

Что нечто подобное имеет место, ясно: например, "бытие человеком",согласно последовательности, приводится к истинному высказыванию о нем.Ведь, если некто есть человек, то истинно высказывание "он есть человек", иесли истинно высказывание "он есть человек", то из этого следует, что онесть человек. И при этом, конечно, никак не истинное высказывание являетспричиной существования вещи (causa ut sist res), но видно, что, в некоторомсмысле, вещь (res) является причиной того, что высказывание истинно.

Ибовысказывание с необходимостью называется истинным или ложным (смотря) потому, имеет место вещь или не имеет" (Migne, PL, t. 64, 285, далее). Означении "вещи" у Ансельма см. также примеч. 44 к диалогу "О грамотном".

5... или ее обозначение (significatio). -- Один из трудных длинтерпретации терминов. В данном диалоге, видимо, следует ориентироватьсна его осмысление как "независимого от референции значения высказывания",хотя мы согласны с Хопкинсом (Хопкинс, Ричардсон, 1967, с. 15) в том, чтоАнсельм четко не проводит идею, что предложения имеют референтами"положения дел". Важно также отметить, что это независимое от "референции"значение высказывания должно быть, очевидно, явным образом реализовано вструктуре высказывания.

6... тогда есть в ней истина, и она истинна. -- Истинность высказыванидолжна опираться как на "внешний" фактор "референции" (в противном случае,истинным будет всякое правильно построенное высказывание), так и на"внутренний" фактор "правильности" (в противном случае уже нельзя говоритьоб истине в собственном смысле, а только, может быть, о каком-тосигнальном" соответствии между "положением дел" и "высказыванием").

Определение (Боэция), воспроизводимое учеником, соединяет в себе обафактора.7. Для чего создано утверждение? -- Это предложение значит также и "Длчего делается утверждение?" Речь идет об общем назначении пропозициональнойформы как таковой, которое реализуется в каждом конкретном применении.

8. Для обозначения существующего как существующего. -- Ad significandumesse quod est. "Для обозначения того, что имеет место то, что(действительно) имеет место". Форму "существующего как существующего"применяем из соображений благозвучия, не в специальном смысле"существования".9. ... когда обозначает то, что должно, обозначает правильно (recte)?

--"Правильность" у Ансельма сохраняет некоторую связь с значением "прямизны",поэтому неслучаен в конце диалога пример с прямой палкой (191, 6, далее).Это связано с его общей "образной" теорией предложения.10. ... высказывающая речь истинна даже тогда, когда она обозначает каксуществующее то, чего не существует. __ Здесь можно думать о двух типахпримеров: когда ночью говорится "сейчас день" (Dies est) -- это хотмоментально и не истинное, но правильное и потому, в некотором смысле,истинное высказывание; как только наступит день, оно будет полноценноистинным; 2) когда сообщается о вымышленном (или фантазированном) событии,например, как у Эдмера рассказывается детский сон Ансельма: "Попав нанебеса, Ансельм увидел широкую ниву, а на ней нерадивых жниц".

-- Этовысказывание и правильно, и передает некоторую истину, но о нем нельзсказать, что оно обозначает существующее как существующее, потому чтоистину оно передает, строго говоря, неизвестно какую и не прямо (recte), акосвенно.

Однако оно во всем подобно другим предложениям языка (здесь нетдаже никаких "химер" или пустых понятий), потому что разделяет с нимисвойство "обозначать" нечто как существующее (или как несуществующее),"изображать" некоторое положение дел.

11. ... только потому, что не было возможности дать ей способностьобозначать вещь как существующую (лишь на то время), пока эта вещьсуществует, или как несуществующую (лишь на то время), пока эта вещь несуществует. -- Онтологически первичной является истина, связанная сназначением высказывания.

Она реализуется в истинных предложениях, т.е. впредложениях правильной формы. А они, будучи материальными реализациями,относительно независимы от "онтологически первичной ситуации", и поэтомупоявляется возможность комбинаций, когда они обозначают как существующеето, чего не существует.12. ...первое от природы, второе же привходящим образом (accidentaliter) ив соответствии с употреблением.

-- Одно -- истинность высказываниотносительно его онтологически первичной ситуации, т.е. такой, когда естьнекое положение вещей, для которого это высказывание специально создано какобозначение. Эту ситуацию всегда можно представить относительно любогоправильного предложения языка, поэтому этой истинностью высказываниеобладает всегда. Другое -- истинность в реальной языковой ситуации,основанной не на "первичных" отношениях значащего и обозначаемого, а накомбинации "случайных" значений.

Здесь может оказаться, что совершенноправильное и в первом смысле истинное высказывание, например, "сейчас день"(оно вполне осмысленно для "первичной" ситуации, когда есть день(, окажетснеистинным, и наоборот, совершенно, на первый взгляд, невероятное инеосмысленное окажется буквально истинным (как предсказание Макбету о том,что "пойдет лес").

Если S -- предложение, T -- истина (обо)значенная, а Т2-- истина "референции", то всегда Т2(S) > Т1(S). Таким образом, любоепредложение, имеющее истину референции, "дважды истинно". Это различениеперенимает у Ансельма Фома Аквинский. Хопкинс приводит цитату из "Summatheologica": I. 16, 2 к 3.

"Так, например, предложение: "Сократ сидит",когда он сидит, истинно и по истине вещи (et veritate rei), поскольку оноявляется некоторым значащим выражением (vox significativa); и по истинеобозначения (veritate significationis), поскольку обозначает истинноемнение. Но, когда Сократ встает, первая истинность (veritas) остается, авторая -- изменяется" (Хопкинс, Ричардсон, 1967, с.

15).13. ... "Человек есть животное" или "Человек не есть камень". --Классические примеры "аналитических" суждений в аристотелевско-боэцианскойтрадиции. См. примеч. 7, 16 к диалогу "О грамотном".14. ... Представление (cogitationem). -- О значении "cogitare" см. примеч.37 к "Прослогиону".15. ... что "Диавол не устоял в истине". -- См.: Ин. 8, 44.16.... "делающий злое ненавидит свет" и "поступающий по правде приходит ксвету".

-- В Вульгате: Io. 3, 19-21: "qui mala agit, odit lucem" (20); "quifacit6 veritatem, venit ad lucem" (21). В дальнейшем мы немного редуцируемперевод цитат к задачам Ансельма.17.... творить правильное -- значит творить истину. -- Ансельм доказываетэквивалентность выражений "творить доброе" и "творить правильное" из того,что оба они противоположны одному и тому же ("творить дурное").

18.... от источника своего бытия получает свойство греть. -- Дословно:"откуда имеет "быть", оттуда же имеет и "греть".19. ... "получит каждый, сколько принес". -- 2 Кор. 5, 10.20.... "не устоял в истине". --Ин. 8,44.21.Иначе говоря, заблуждается само внутреннее чувство, а не внешнееобманывает его. -- Понятие о внутреннем чувстве (sensus interior) былоразвито Августином.

Августин рассматривает внутреннее чувство как то,которое воспринимает и судит данные пяти внешних чувств. Человек какразумное существо отличается от животных только тем, что имеет разум, тогдакак внутреннее чувство -- общее свойство всех животных (De libero arbitrio,кн. 2, гл. 4-5). Во всех живых существах внутреннее чувство координируетинформацию, приносимую внешними чувствами, так что именно оно осуществляетотнесение наших, например, зрительных и акустических впечатлений к одномуобъекту.

Августиновское "внутреннее чувство" можно сравнить саристотелевским "общим чувством" ("sensus communis" -- "О душе" III. 1-425a25-30). Из двух древних традиций отношения к "истине чувств" --парменидовской скептической и эпикуровской положительной -- Ансельмпримыкает ко второй.

http://filosof.historic.ru/


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Об изменчивости инстинктов Об изменчивости инстинктов
Известно, что высшие животные происходят из низших путем постепенного развития. Наиболее. . ...
Революция Эйнштейна Революция Эйнштейна
Вторая универсальная (физическая) революция в естествознании ...
Теория относительности. Соотношение между массой и энергией Теория относительности. Соотношение между массой и энергией
Когда физики в первые годы 19 столетия разрабатывали волновую теорию света, они считали, что волны. . ...
Загадка племени Гуанчи Загадка племени Гуанчи
«...Сегодня запах берега настиг его очень рано, он понял, что слышит его во сне, и продолжал спать чтобы увидеть ...
Изображение на крышке саркофага в Паленке Изображение на крышке саркофага в Паленке
Находка археологов при раскопках в городе Майя заставила спорить исследователей, палеонтологов и уфологов, и экспертов в области авиакосмоса ...
Свечение людей Свечение людей
Имеется немалое количество свидетельств, которые сообщают о том, что люди вдруг начинали светиться. Подобное явление произошло в мае 1934 года ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©