Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. Декарт
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Гигантские головы Ольмеков Гигантские головы Ольмеков
Если мы отмотаем время на три тысячелетия назад и перенесемся на берег Мексиканского залива, то станем свидетелями зарождения ...
Виманы - небесные колесницы Древних Богов Виманы - небесные колесницы Древних Богов
Ранним утром, Рама, сел в небесный корабль, и приготовился к старту. Этот корабль большой и прекрасно.. ...
Главная Философия Об истине. Прослогион. глава12
Об истине. Прослогион. глава12

Об определении справедливости Нопоскольку ты научил меня, что всякая истина есть правильность, аправильность мне представляется тем же самым, что справедливость (iustitia)34, научи меня также и тому, что я должен понимать под справедливостью.Мне-то представляется, что все, что значит "быть правильным", есть также и"быть справедливым"; и обратно, все, что значит "быть справедливым", естьтакже и "быть правильным".

Справедливым ведь и правильным кажется быть огнюгорячим и каждому человеку уважать того, кто его уважает. Ведь если нечтоявляется должным, оно является справедливым и правильным; и ничто другое несуществует справедливо и правильно, кроме того, что является должным;думаю, не может быть справедливость ничем другим, кроме правильности. И ввысшей и простой природе, хотя и не потому она правильна и справедлива, чтодолжна что-либо, все же, без сомнения, правильность и справедливость --одно и то же.

Учитель. Значит, у тебя есть уже определение справедливости,если справедливость есть не что иное, как правильность. И поскольку мыговорим о правильности, воспринимаемой только умом, то взаимно определяютспо отношению друг к другу истина, и правильность, и справедливость: так чтокто знает одну из них и не знает других, через известную (из них) можетдостигнуть знания неизвестных; более того, что знающий одну не может незнать других.

Ученик. Что же? Разве мы называем камень справедливым за то,что он делает то, что должно, когда с высоты стремится вниз, --между темкак человека, который делает должное, мы называем справедливым? Учитель.Обычно за такого рода справедливость мы ничто не называем справедливым.

Ученик. Почему же тогда человек является более справедливым, чем камень,если каждый из них действует справедливо (iuste facit)? Учитель. Ты самразве не думаешь, что действие человека (facere hominis) имеет некоеотличие от действия камня? Ученик. Знаю, что человек действует свободно(sponte), а камень по природе (naturaliter) и несвободно.

Учитель. Потомукамень не называется справедливым, что несправедлив тот, кто делаетдолжное, не желая того, что делает. Ученик. Значит, мы станем называтьсправедливой лошадь, когда она хочет пастись, потому что она охотно делаетто, что должно? Учитель. Я не сказал, что справедлив тот, кто делает сжеланием (volens) то, что должно; но сказал, что несправедлив тот, кто неделает с охотой того, что должно.

Ученик. Скажи тогда, кто же справедлив?Учитель. Я вижу, ты ищешь определения той справедливости, которазаслуживала бы похвалы, тогда как противоположное ей, т.е.несправедливость, заслуживало бы порицания. Ученик. Этого ищу. Учитель.Конечно же, такой справедливости нет ни в какой природе, которая непризнает (agnoscit)правильности. Все же, что не хочет правильности, хотя быи сохраняло ее, не заслуживает похвалы за то, что сохраняет правильность;хотеть же ее не может тот, кто не знает ее.

Ученик. Истинно так. Учитель.Итак, правильность, которая сохраняющему ее доставляет похвалу, есть тольков разумной природе, которая одна лишь воспринимает правильность, о котороймы говорим. Ученик. Так следует. Учитель. Итак, поскольку всякасправедливость есть правильность, то ни в чем, кроме разумных существ (nisiin rationalibus), ни в малейшей степени нет такой справедливости, котораделает сохраняющего ее достойным похвалы.

Ученик. Иначе быть не может.Учитель. Где же, по-твоему, эта справедливость в человеке -- он, ведь,разумное существо? Ученик. Она только и может быть либо в воле (voluntate),либо в знании (scientia), либо в действии (opere).

Учитель. Что же, еслинекто правильно понимает или правильно действует, а не волит при этомправильно, -- похвалит ли его кто-нибудь за справедливость? Ученик. Нет.Учитель. Значит, эта справедливость не есть правильность знания илиправильность действия (actionis), но есть правильность воли. Ученик. Илиэто, или ничто. Учитель. Как тебе кажется, достаточно ли определенасправедливость, которой мы ищем?

Ученик. Рассмотри сам. Учитель. О каждомли, кто хочет того, что должно, ты думаешь, что он правильно волит и имеетправильность воли? Ученик. Если кто-то неосознанно хочет того, что должно,-- как тот, кто хочет запереть дверь перед тем, кто хочет в доме убитьдругого, хотя сам при этом не знает о намерении убийцы, то он -- имеет ли,или не имеет какой-либо правильности воли -- однако не имеет той, которуюмы ищем.

Учитель. Что же ты скажешь о том, кто знает, что он должен желатьтого, чего и желает? Ученик. Может быть и так, что он сознательно желаеттого, что должно, хотя и не хочет, чтобы это было должным 35. Например,когда вора принуждают вернуть украденные деньги, -- ясно, что он не хочет,чтобы он был должен (se debere non vult), ибо потому вынуждают его хотетьвернуть, что он должен, -- но он за такую правильность нисколько незаслуживает похвалы.

Учитель. А тот, кто кормит голодающего бедняка изтщеславия, хочет, чтобы он должен был желать того, чего желает: его потому,ведь, хвалят, что он хочет делать то, что должен. Как об этом ты рассудишь?Ученик. Недостойна похвалы его правильность и потому недостаточна длсправедливости, которой мы ищем.

Но укажи уж, наконец, ту, которадостаточна. Учитель. Всякая воля как хочет чего-то, так хочет и радичего-то. Ведь в той же мере, в какой следует принимать в рассмотрение то,чего она хочет, нужно видеть и то, почему она этого хочет. Ведь не болееправильной должна она быть, желая того, что должно, чем желая того, радичего должно. Поэтому всякое "хочу" 36 имеет "что" и "почему": ведь мывообще ничего не хотели бы, если бы не было того, почему мы этого хотим.

Ученик. Все это знают по себе. Учитель. Почему же, по-твоему, надлежитжелать каждому того, что должно желать, чтобы желание было похвально? Ведьто, чего следует желать, ясно, ибо тот, кто не желает того, что должно,несправедлив. Ученик. Не менее ясным мне кажется, что как надлежит желатьвсякому то, что должно, так надлежит желать потому что должно, чтобы еговоля была справедливой.

Учитель. Ты хорошо понимаешь, что эти две вещинеобходимы воле для справедливости, т.е.: желать того, что должно и потомучто должно. Но скажи, этого достаточно ли? Ученик. Почему же нет? Учитель.Когда кто-то хочет того, что должно, потому что принуждается, ипринуждается потому, что должно этого хотеть, -- разве он в некоторомсмысле не хочет того, что должно, потому что должно 37?

Ученик. Не могуотрицать; но по-другому хочет этот и по-другому справедливый. Учитель.Укажи же, в чем различие. Ученик. Именно, когда справедливый хочет того,что должно, сохраняет правильность воли, поскольку справедлив не радииного, как ради самой правильности. Тот же, кто не хочет того, что должно,иначе как по принуждению или влекомый внешней наградой, -- тот, если вообщеможно сказать, что он сохраняет правильность, сохраняет ее не ради неесамой, но ради другого.

Учитель. Итак, ту волю следует называтьсправедливой, которая свою правильность сохраняет ради самой правильности.Ученик. Или эта воля является справедливой, или никакой. Учитель.Справедливость, значит, есть правильность воли, сохраненная ради нее самой38.

Ученик. Вот определение справедливости, которого я искал. Учитель.Посмотри все-таки, не нужно ли его в чем-нибудь, может быть, поправить.Ученик. Я ничего такого в нем не вижу. Учитель. И я. Ведь ничто не естьсправедливость, что не есть правильность; и не другая, как правильностьволи, называется справедливостью в собственном смысле (через себя: per se).Говорится ведь и о правильности действия как о справедливости -- но толькотогда, когда это действие (исходит от справедливой воли.

Правильность жеволи, даже если и не может быть того, чего мы правильно хотим, все женимало не утрачивает имени справедливости. Что касается того, чтоговорится, что она "сохраняется", -- может быть, кто-то скажет, что еслиправильность воли только тогда, когда сохраняется, называетссправедливостью, и не является справедливостью благодаря одному тому, чтоимеется, тогда (выходит, что) мы не получаем справедливости, когда получаем(правильность воли), а сами делаем (правильность воли) справедливостью тем,что сохраняем ее.

Ведь прежде получаем ее и имеем, чем сохраняем: получаемже ее и прежде имеем не потому, что сохраняем, но начинаем сохранять ее,потому что получаем и имеем.

-- Но на это мы можем ответить, чтоодновременно получаем ее и для того, чтобы желать, и для того, чтобы иметь.Ведь имеем ее не иначе как через желание (non nisi volendo); и если еежелаем, то тем самым ее имеем. Ведь как ее одновременно имеем и желаем, таки одновременно ее желаем и сохраняем: ибо как ее сохраняем лишь потому, чтожелаем ее, так нет такого (времени), когда бы мы ее желали и не сохраняли,но пока мы ее желаем -- сохраняем, покуда сохраняем -- желаем.

Следовательно, в одно и то же время присутствуют нас и "желать", и"сохранять" ее. Поэтому с необходимостью мы одновременно получаем и"иметь", и "сохранять" ее: и как покуда сохраняем, имеем ее, так покуда имеем, сохраняем -- и никакого из этого не следует противоречия. Ведь какполучение этой правильности по природе первее (prius) и потому есть причинаполучения, но получение создает желание ее (velle illam)и обладание.

Однакополучение, обладание и желание одновременны: ведь мы одновременно начинаемее и получать, и иметь, и желать, и тотчас как она получена, она и имеется,и желаем ее; так, "иметь" или "желать" ее хотя по природе первее, чем"сохранять" ее, тем не менее они одновременны.

Поэтому от кого одновременнополучаем и "иметь", и "желать", и "сохранять" правильность воли, от тогополучаем справедливость, -- и тотчас как имеем эту правильность воли ижелаем ее, следует называть ее справедливостью. А "ради нее самой" (propterse) мы добавляем, потому что это необходимо, чтобы эта правильность нестала справедливостью и в том случае, если она сохраняется не ради себя.

Ученик. Ничего не могу возразить против этого. Учитель. Как ты думаешь,подходит ли это определение для высшей справедливости, соответственнокоторой (secundum quod) мы можем говорить о вещи, о которой или нельзсказать ничего, или едва ли что-то можно сказать в собственном смысле? 40Ученик. Хотя и несомненно, что одно -- воля, другое -- правильность,однако, как мы говорим "могущество Божества", "божественное могущество","могущественное Божество", хотя в Божестве (in divinitate) не иное естьмощь, как само это Божество, --так без противоречия говорим и здесь"правильность воли" и "вольная правильность" или "правильная воля".

Если жемы говорим, что эта правильность сохраняется ради нее самой, то ни о какойдругой правильности, кажется, нельзя сказать столь же уместно, что онасохраняется ради нее самой.

Ибо не другое ее, но она сама себя сохраняет, ине через другое, но через себя, и не ради чего-то другого, кроме себя.Учитель. Итак, без сомнения, можно сказать, что справедливость естьправильность воли -- такая, которая сохраняется ради нее самой. Ибо недругое ее, но она сама себя сохраняет, и не через другое, но через себя, ине ради чего-то другого, кроме себя.

Учитель. Итак, без сомнения, можносказать, что справедливость есть правильность воли -- такая, которасохраняется ради нее самой. И так как от этого глагола (servatur) не имеемпассивного причастия настоящего времени, вместо него можем употреблятьпассивное же причастие прошедшего времени того же глагола ("servatus" --"сохраненный"). Ученик. Это употребление всем известно, когда мы используемпричастия прошедшего времени вместо причастий настоящего времени, которыхнет в латыни.

Так же ведь нет и причастий прошедшего времени от глаголовактивных и нейтральных -- и тогда вместо прошедшего употребляется настоящеевремя, например, говорится о ком-то: "Он то, что он, учась и читая, выучил,только вынужденное преподает" (Hic q uod studens et legens didicit, nonnisicoactus docet), что значит, что то, что он выучил, пока учился (studuit) ичитал, преподает лишь тогда, когда вынуждается (cogitur).

Учитель. Значит,мы хорошо сказали, что справедливость есть правильность воли, сохраненнаради нее самой. К этому подходит и то, что о справедливых иногда говорится,что они "правильны сердцем" (recti corde), т.е. правильны волей; иногда --правильным (rectus), кроме имеющего правильную волю: так, например --"торжествуйте, все правые сердцем" 41.

И это: "Праведники видят сие ирадуются" 42. Ученик. Даже для мальчиков понятно это определениесправедливости: перейдем же к другим вопросам. http://filosof.historic.ru/


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Загадки аномальных мест Загадки аномальных мест
«Гора мертвецов» - так переводится с языка манси Холат Сяхыл - название высоты №1079 на Северном Урале. Время от времени она подтверждает свое право ...
Виманы - небесные колесницы Древних Богов Виманы - небесные колесницы Древних Богов
Ранним утром, Рама, сел в небесный корабль, и приготовился к старту. Этот корабль большой и прекрасно.. ...
Способность противостоятъ распаду Способность противостоятъ распаду
После всего сказанного все же остается чувство, что живые существа, какие мы знаем на. . ...
Артефакты Ольмеков Артефакты Ольмеков
Фото различных древних артефактов, принадлежавшим очень давно цивилизации Ольмеков ...
Карты Зенера Карты Зенера
Благодаря картам Зенера вы можете развивать необычные способности, а так же проверить имеются ли они у вас сейчас ...
Критская цивилизация Критская цивилизация
Одним из величайших потрясений для научного мира XIX века стало открытие Генрихом ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©