Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
И в наше время мы должны неустанно напоминать, что человек отличается от животного именно тем, что он мыслит Г.Гегель
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Хрустальные черепа древности Хрустальные черепа древности
Эта история о том, как перед научным миром уже почти сто лет лежит находка, и которую наука пытается безуспешно опровергнуть ...
Загадка Большого взрыва Загадка Большого взрыва
Ночное небо, которое усыпано огромным количеством звезд, способно каждого повергнуть в глубокое изумление ...
Главная Философия Об истине. Прослогион. глава8
Об истине. Прослогион. глава8

Оразличных пониманиях должного и недолжного, возможного и невозможного (Dediversis intellectibus debere et non debere, posse et non posse) Носогласно истине вещей, как можем мы говорить, что все существующее есть то,что должно, когда есть много дурных дел (opera mala), которые уж, конечно,суть не то, что должно? Учитель. А разве удивительно, что одна и та же вещьдолжна быть и не быть (debet esse et non esse)?

Ученик. Как может бытьтакое? Учитель. Ты, наверняка, не сомневаешься в том, что ничто вообще несуществует иначе как по причине Божьего творения или попущения? Ученик. Нетдля меня ничего более очевидного. Учитель. Разве ты осмелишься говорить,будто Бог что-то творит или попускает немудро или нехорошо? Ученик.Утверждаю даже, что ничего не делает иначе как хорошо и мудро.

Учитель.Разве станешь ты судить, будто недолжное есть то, что толикая благость итоликая премудрость творит или попускает? Ученик. Кто в здравом уме решилсбы вообразить такое? Учитель. Итак, равным образом должно -- то, чтовозникает и благодаря творению Бога, и благодаря попущению его. Ученик.Вполне понятно. Учитель. Так скажи, думаешь ли ты, что должным являетсвлечение (affectum) дурной воли (malae voluntatis)?

Ученик. Так же, какесли бы ты спросил, является ли должным дурное дело: с этим никто, будучи вздравых чувствах, не согласится. Учитель. Однако Бог позволяет некоторымделать то дурное, которого они хотят дурной волей. Ученик. Пореже бы он этопозволял! Учитель. Одно и то же, значит, является и должным, и недолжным:именно, должным поскольку хорошо и премудро попускается тем, без чьегопопущения не может возникнуть; и недолжным, поскольку это относится к тому,чьей неправедной (iniqua) волей затевается (concipitur) 27.

Так ведьГосподь Иисус, ибо он один был невинен, не должен был подвергнуться смерти,и никто не должен был Ему причинить ее; и, однако, должен был подвергнутьсей, ибо сам премудро, и милостиво, и попечительно (utiliter) пожелалпретерпеть ее.

Многими ведь способами одна и та же вещь (eadem res) вразличных отношениях (diversis considerationibus) содержит в себепротивоположности (suscipit contratia): это часто относится к действию,например, возьмем "побитие" 28. Побитие ведь относится и к действующему(agentis), и к страдающему, отчего может называться и деянием, истраданием, хотя согласно самому имени "деяние" или "побитие (actio velpercussio), и те выражения, которые подобным способом (образованы отстрадательной (основы) и употребляются в действительном значении (quaesimiliter dicta a passivis in activa dignificatione dicuntur), скорее,кажутся страдательными, чем относящимися к действующему.

Ведь, с точкизрения действующего, гораздо уместнее, кажется, было бы говорить "действие"или "побивание" (agentia vel percutientia), с точки зрения претерпевающего-- "деяние" или "побитие".

Ведь "действие" и "побивание" сказываются от"действующего" и "побивающего" как "провидение" от "провидящего"(providentia a providente), "содержание" от "содержащего", каковые, т.е."действующий", "побивающий", "провидящий" и "содержащий" сутьдействительные (activa); "деяние" же и "побитие" производятся от"содеянного" и "побитого" (acto et percusso), каковые суть страдательные(passiva).

Но поскольку -- чтобы сказать на одном (этом) примере то, что тысам поймешь для остальных (случаев), -- как нет ни побивающего без побития,ни побития без побивающего, так побивающий и побитие не могут быть друг бездруга. Более того, можно сказать, что одна и та же вещь (una et eadem)обозначается различными названиями (diversis nomimibus) с различных сторон(secundum diversas partes): поэтому говорится, что побитие относится и кпобивающему, и к побитому.

Поэтому то, согласно чему действующий илистрадающий подлежат одному и тому же суждению или противоположным, --(согласно этому же) и само действие с обеих сторон (действительной истрадательной) будет оцениваться (iudicabitur) одинаковым образом илипротивоположным.

Значит, если тот, кто побивает, правильно побивает, и то,что побивается, правильно побивается, -- например, когда совершающий грехнаказывается тем, кому он принадлежит, побитие правильно с обеих сторон,поскольку с обеих сторон оно является должным. Напротив, когда праведникапобивает нечестивец, то поскольку ни этот не должен побивать, ни тот --быть побитым, с обеих сторон это побитие неправильно, ибо оно ни с одной неявляется должным.

Когда же совершающий грех побивается тем, кому он непринадлежит, то так как и одному должно быть побитым, и другому не должнопобивать, побитие это является и должным, и недолжным, а, стало быть,несомненно, и правильным, и неправильным. Итак, если ты возьмешь суждение,будто либо с одной стороны, либо с обеих недолжным является побитие, ирассмотришь его по отношению к верховной мудрости и благости, -- осмелитсли кто отрицать, что должным является то, что попускается такой благостью ипремудростью?

Ученик. Пусть отрицает, кто решится, -- я, во всяком случае,не решаюсь. Учитель. Что же, если бы ты согласно природе вещей (secundumnaturam rerum) рассмотрел то, что гвозди железные впечатались в телоГосподне, -- разве ты сказал бы, что хрупкая плоть не должна быть пронзенаили не должна страдать, пронзенная острым железом?

Ученик. Сказал бывопреки природе. Учитель. Итак, может быть такое, что должным согласноприроде является действие или страдание, которое согласно действующему илистрадающему является недолжным, ибо ни тот не должен действовать, ни этотпретерпевать.

Ученик. Ничего из этого не могу отрицать. Учитель. Итак,видишь, что в высшей степени часто может случаться, что одно и то жедействие должно быть и не должно быть в различных отношениях (diversisconsiderationibus). Ученик. Столь наглядно ты это показал, что не могу невидеть. Учитель. Но я хочу, чтобы среди прочего ты усвоил, что, иногда, одолжном и недолжном говорится не в собственном смысле (improprie), -- каккогда я говорю, что я должен быть любим тобою.

Ведь, если я действительнодолжен, то я должник и (обязан возвратить) то, что должен, и моя вина, еслия не любим тобою. Ученик. Так получается. Учитель. Но, если я должен бытьлюбим тобою, требовать следует не от меня, а от тебя. Ученик. Приходитспризнать, что так. Учитель. Значит, когда я говорю, что я должен быть любимтобою, то это не так говорится, как если бы я был что-то должен, но в томсмысле, что ты должен любить меня.

Подобным образом, когда я говорю, чтоне должен быть любим тобою, не другое нужно понимать как то, что ты недолжен любить меня. Такой же оборот речи есть для "возможности" и"невозможности" (protentia et impotentia) 29, как когда говорится: "Гектормог быть побежден Ахиллом" и "Ахилл не мог быть побежден Гектором".

Ведь неу того была возможность, кто мог быть побежден, а у того, кто мог победить;как и невозможность не у того, кто не мог быть побежден, а у того, кто немог победить. Ученик. По душе мне то, что ты говоришь, потому что я думаю,что полезно это знать. Учитель. Правильно думаешь. http://filosof.historic.ru/


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Про лицо и про обычай Про лицо и про обычай
«Не гляди на лицо, а гляди на обычай»,— утверждает пословица. Мы не согласны с такой категоричностью. Ну почему же не смотреть на.. ...
Пищевая промышленность Пищевая промышленность
Вторая половина августа. Еще тепло, но уже отчетливо чувствуется приближение осени: раньше стало темнеть, гуще встают по утрам туманы. Приметы.. ...
Инки: спрятанное золото Инки: спрятанное золото
«Золото» — вот то магическое слово, «которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только ступал на вновь открытый берег» ...
Свидетельство НЛО №6: четкое НЛО Свидетельство НЛО №6: четкое НЛО
Автор ролика указал, что заснял видео в Бразилии. Любопытно, видео очень хорошего.. ...
Люди-рыбы – это миф или реальность? Люди-рыбы – это миф или реальность?
В свое время, в журнале “Энигмас” был опубликован рассказ журналиста Икера Хименеса Элизари ...
Лев Лев
Символ знака, напоминающий львиную гриву, толкуют как путь человека, который сначала поднял себя над другими благодаря своим воле, труду.. ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©