Читайте новое:
- Гигантские головы Ольмеков
- Жизнь после смерти
Ум есть другоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности. М.Эбнер-Эшенбах
Все публикации Наша галерея Реклама на сайте Наши контакты
Все публикации на сайте
Вселенная и планеты
Загадки человека
Древние цивилизации
Пророки и Астрология
Аномальные явления
Свидетельства НЛО
Необычные существа
Неизвестная история
Окружающий мир
Древние тексты
Файловый архив
Лучшие места под рекламу
Загадочные рисунки на камнях Ики Загадочные рисунки на камнях Ики
В 150 километрах от пустыни Наска находится город Ика, где уже на протяжении нескольких десятилетий находят черные древние камни с загадочными рисунками ...
Гигантские головы Ольмеков Гигантские головы Ольмеков
Если мы отмотаем время на три тысячелетия назад и перенесемся на берег Мексиканского залива, то станем свидетелями зарождения ...
Главная Философия Об истине. Прослогион. глава5
Об истине. Прослогион. глава5

Об истине природного и неприродного действиОднако нужно верить и в то, что истинное в действии (in actione) в неменьшей степени есть истина, как сказал Господь. Ибо "делающий злоненавидит свет" и "поступающий по правде приходит к свету"16.Ученик. Понимаю, о чем ты говоришь.Учитель. Разбери тогда, если можешь, что здесь есть истина.Ученик. Если не ошибаюсь, истина и в действии должна быть усмотрена спомощью того же правила, с которым выше мы познали истину и прочих (вещах).

Учитель. Это так. Ведь если дурно действовать (male agere) и творить истину(veritatem facere) суть противоположное, как свидетельствует Господь,говоря: "Кто дурно действует, ненавидит свет" и "Кто творит истину,приходит к свету", то "истину творить" и "доброе творить" -- одно и то же.Ведь "творить доброе" противоположно "творить дурное".

Поэтому, если"истину творить" и "доброе творить" суть одно и то же в этомпротивопоставлении, они неразличны по значению: общее суждение (sententia)о тех, кто делает то, что должно, -- "творит доброе" и "творит правильное".Откуда следует, что творить правильное -- значит творить истину. 17.Ведьустановлено, что творить истину -- значит творить доброе, а творить доброе-- значит творить правильное.

Поэтому ничто с большей очевидностью не естьистина действия, как правильность.Ученик. Не вижу нигде погрешности в твоем рассуждении.Учитель. Посмотри-ка получше, всякое ли действие, которое творит то, чтодолжно, сообразно называть "творить истину"? Бывает ведь действие разумное,каково: "подавать милостыню", и бывает неразумное, каково действие огня,которое греет.

Итак, посмотри, подобает ли нам говорить, что огонь творитистинное? Ученик. Если огонь от источника своего бытия получает свойствогреть(18), то когда он греет, он делает то, что должно. Потому не вижу,какая несообразность в том, что огонь творит истинное и правильное, когдаон делает то, что должно. Учитель. И мне не иначе представляется. Отсюдаможно заметить, что правильность или истина действия бывает необходимой ине необходимой.

А именно, в силу необходимости огонь творит истинное иправильное, когда греет; и не в силу необходимости творит истинное иправильное человек, творя добро. Притом под "творить" (facere) Господь имелв виду не только в собственном смысле действие, но и всякий глагол, сказав:"Кто творит истину, приходит к свету".

Ибо он не отлучает от этой истины,или света, того, кто терпит преследование за правильность, или того, ктоесть там и тогда, где и когда он должен быть; или же того, кто стоит илисидит, когда должно, и подобное. Никто ведь не говорит, что такие не делаютдобро. И когда Апостол говорит, что "получит каждый, сколько принес"(19),понимать здесь следует все то, о чем мы обычно говорим "творить благо" и"дурно действовать".

Ученик. Также и в обычном словоупотреблении называютдействием (facere) и страдание, и многое другое, что не является действием.Поэтому и правильную волю, об истине которой мы размышляли выше, передистиной действия, мы можем, если не ошибаюсь, причислить к правильнымдействиям. Учитель. Ты не ошибаешься. Ведь о том, кто желает должного,говорится, что он правильно и хорошо делает, и он не исключается из числатех, кто творит истинное.

Но поскольку, разыскивая истину, мы о нейговорим, и Господь, относительно той истины, которая есть в воле, кажется,особо говорит о дьяволе, что тот "не устоял в истине"(20), хотел бы иотдельно рассмотреть, что является истиной в воле. Ученик. Это мне по душе.Учитель. Итак, если установлено, что истина действия бывает природная инеприродная, к природной нужно отнести ту истину речи, которую, как мывидели выше, нельзя отделить от самой речи.

Ведь как огонь, когда греет,творит истину, поскольку получает свойство греть от источника своего бытия,так и высказывание "есть день" ("dies est") творит истину, когда обозначаетдень как существующий, есть ли день в данный момент или нет, потому что этосвойство получает от природы (naturaliter).

Ученик. Теперь только понимаю,что такое истина в ложной речи.http://filosof.historic.ru/


Лучшие места под рекламу

Читайте интересные статьи:
Календарь Майя наследие Ольмеков? Календарь Майя наследие Ольмеков?
В 1938 г. была организована совместная экспедиция Смитсоновского института и национального географического общества во главе с Метью Стирлингом ...
Библиотека из Наг-Хаммади (Перевод) Библиотека из Наг-Хаммади (Перевод)
Рукописи, содержащие в основном тексты гностического христианства, обнаруженные в 1945 году в Египте ...
Новая космическая эра Новая космическая эра
Мир вступил во второе десятилетие космической эры, открытой Советским Союзом запуском. . ...
Письмо каноникам города Оранжа Письмо каноникам города Оранжа
Обращение Нострадамуса к каноникам города Оранжа ...
Перспективы радиоастрономии Перспективы радиоастрономии
Отпочковавшись от радиолокации, радиоастрономия ушла далеко за рамки этой чисто практической. . ...
Карты Таро - колода Эттейла Карты Таро - колода Эттейла
В архиве все карты Эттейла в хорошем качестве. Вы можете скачать их, распечатать, и использовать для предсказаний.. ...

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
По всем вопросам обращайтесь сюда 2009-2014 ©